Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Новая педагогика » Особенности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 8

Из таблицы 3 видно, что специфическими ошибками детей ЭГ являются: искажение структуры основы производного слова; наложение, то есть двойное использование суффиксов; отказ от ответа, замена на суффикс другой части речи, например: сахар-сахарница – сахарновая (замена суффикса существительных -ниц на суффикс прилагательных -ов).

Самой частой ошибкой у детей обеих групп была замена суффикса на суффикс того же значения; например: салат-салатника, чай-чайника, салат-салатнице, суп-суплице.

Самой редкой ошибкой детей ЭГ была замена суффикса на суффикс другой части речи, двойное использование суффикса, тогда как у детей КГ реже все встречались ошибки связанные с лексическими заменами и воспроизведением исходной формы слова.

Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности образования существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса -ниц у дошкольников ЭГ и КГ представлен на диаграмме 18.

Диаграмма 18 - Сравнительный анализ результатов исследования сформированности существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса -ниц у дошкольников ЭГ и КГ (в средних баллах)

Из диаграммы 18 видно, что дети КГ лучше справились с этой серией задания. Сравнительный анализ исследования сформированности существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса -ниц показал, что дети КГ получили в среднем 4,5 балла, а дети ЭГ справились хуже и получили 2,6 балла. Так дети ЭГ при ответе долго думали, затруднялись ответить самостоятельно, им требовалась помощь взрослого, а так же присутствовали частые отказы от выполнения задания.

Исследование словообразования существительных со значением единичности с помощью суффикса -инк (задание 4.1) показало, что у детей ЭГ обнаруживаются значительные трудности в образовании существительных данной формы, никто из детей самостоятельно и без ошибок не справился с этим заданием, 3 детей допустили одну ошибку, 4 детей ошиблись несколько раз, 7 детей допустили более двух ошибок, 1 ребенок полностью не справились с этим заданием. В КГ 7 детей справились правильно и самостоятельно, а 8 детей допустили единичные ошибки и им понадобилась помощь взрослого.

В графическом виде результаты сопоставления уровня, полученного детьми ЭГ и КГ за это задание представлены на диаграмме 19.

Диаграмма 19 - Результаты исследования словообразования существительных со значением единичности с помощью суффикса –инк у детей ЭГ и КГ (в уровнях)

Из диаграммы 19 видно, что при исследовании образования существительных со значением единичности с помощью суффикса -инк, у 8 детей КГ уровень выполнения задания соответствует высокому, у 7 детей выше среднего, тогда как лишь у 3 детей ЭГ выше среднего, у 4 детей среднему, у 7 детей ниже среднего, а у 1 низкому.

Качественный анализ результатов исследования существительных со значением единичности с помощью суффикса инк, у детей ЭГ и КГ представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Качественный анализ результатов исследования существительных со значением единичности с помощью суффикса инк у детей ЭГ и КГ

Виды ошибок

ЭГ

КГ

кол-во, ошибок, в %

кол-во детей, допустивших ошибки

кол-во, ошибок, в %

кол-во детей, допустивших ошибки

1

Воспроизведение формы исходного слова

33

6

3

2

2

Неправильная постановка ударения

18

2

7

2

3

Искажение структуры основы производного слова.

29

6

0

0

4

Наложение, т.е.двойное использование суффиксов.

10

2

0

0

5

Неправильное

использование суффиксов (замена)

на суффикс одного значения

25

5

16

5

на суффикс другого значения

15

4

8

3

на суффикс другой части речи

7

3

0

0

6

Отказ от ответа («не знаю»)

27

6

0

0

7

Лексическая замена

26

6

3

2

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Общая характеристика эмоций
Полноценное развитие личности ребёнка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения вне ...

Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы ...

Сущность экологического воспитания
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо заклад ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru