Ход и результаты констатирующего эксперимента

Страница 5

3. Некоторые учащиеся строят в целом верно вспомогательную модель, но в дальнейшем не могут использовать её для работы; вызывает затруднение переход от одних средств изображения к другим.

Анализ умений решать задачи выявил следующие трудности:

1.Выделение и анализ структурных компонентов задачи, соответствие хода решения и арифметических операций условию;

2.Преобразование задачи и нахождение различных способов решения с обоснованием оптимального, составление обратной задачи;

3.Классификация задач по способу решения, осознание общего подхода при анализе и решении задач;

4.Подбор способов решения к задачам с нечётко выраженной структурой, использование стереотипности в подходе к анализу и решению задач;

5.Составление и решение задач по знаково - символическим и математическим моделям (по графической модели, по выражению).

6. Решение задач, включающих несколько типов разных отношений.

Для формирования у младших школьников каждого умения, составляющего обобщенный способ решения задач, представлена система методических приемов и операций, а именно: представление ситуации, проведение семантического анализа, изменение и сохранение сюжета задачи, разбиение текста на смысловые части, "переформулировка" текста, отделение единиц сообщения с использованием символики, постановка специальных вопросов, проведение математического анализа, построение вспомогательной модели задачи при помощи знаковых, схематизированных средств, рассуждения "от вопроса к данным" или "от данных к вопросу", выбор и преобразование модели, выбор и конструирование математической записи, установление соответствия между результатом решения и условием задачи, определение смысла составленных в процессе решения выражений, решение задачи различными способами, составление и решение обратной задачи. В рамках программы развивающего обучения, с учётом мыслительных и практических действий, приемы и упражнения, представленные в формирующей программе в виде системы усложняющихся заданий, охватывают операционный состав деятельности моделирования, и должны стать средством организации деятельности учащихся, направленной на анализ и решение задач.

Результаты эксперимента показали, что большая часть учащихся контрольных групп использует моделирование как способ, а модель как средство решения задач частично.

Таким образом, внедрение в процесс обучения формирующей программы, основанной на использовании этапов деятельности моделирования и рассмотрении моделирования как способа, а модели как средства решения задач, позволило сформировать обобщенное умение решать задачи у учащихся начальной школы.

Итак, при специальной организации учебного процесса моделирование может стать для учащихся действенным способом, а модель средством решения задачи. Кроме того, данное действие способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли, является важным средством развития теоретического мышления младших школьников. В исследовании мы попытались обосновать процесс обучения младших школьников решению задач как процесс творческий, требующий учета возрастных особенностей и уровня подготовки к обучению на модельной основе.

Формирование обобщенного умения решать задачи с применением модельного подхода способствует сознательному и прочному усвоению учебного материала. Каждый этап решения задачи связан с моделированием, поэтому уровень овладения моделированием определяет успех решающего, и обучение моделированию должно занимать важное место в процессе обучения младших школьников решению задач. Основные линии работы позволяют выделить два направления: знания о сущности и структуре процесса моделирования и знания о сущности и структуре задачи, при этом, анализируя структуры обоих умений, можно выделить общие компоненты в деятельности решения задач и моделирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Дидактические средства обучения по курсу цветоведение
При обучении курсу «цветоведение» для наглядности используются различные средства обучения, например, плакаты с изображениями хроматических кругов, цветовых пятен, карта «Ассоциативные характеристики цвета», примеры выполнения практических заданий и другие изобразительные средства. Кроме этого, н ...

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока
На этом примере достаточно хорошо прослеживается, что для любого варианта урока, вне зависимости от уровня и степени подготовленности класса, исходным может явиться материал учебника. И не столь важно, насколько совершенным он является. По мнению автора, для предупреждения трудностей в работе учен ...

Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признака ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru