3. Некоторые учащиеся строят в целом верно вспомогательную модель, но в дальнейшем не могут использовать её для работы; вызывает затруднение переход от одних средств изображения к другим.
Анализ умений решать задачи выявил следующие трудности:
1.Выделение и анализ структурных компонентов задачи, соответствие хода решения и арифметических операций условию;
2.Преобразование задачи и нахождение различных способов решения с обоснованием оптимального, составление обратной задачи;
3.Классификация задач по способу решения, осознание общего подхода при анализе и решении задач;
4.Подбор способов решения к задачам с нечётко выраженной структурой, использование стереотипности в подходе к анализу и решению задач;
5.Составление и решение задач по знаково - символическим и математическим моделям (по графической модели, по выражению).
6. Решение задач, включающих несколько типов разных отношений.
Для формирования у младших школьников каждого умения, составляющего обобщенный способ решения задач, представлена система методических приемов и операций, а именно: представление ситуации, проведение семантического анализа, изменение и сохранение сюжета задачи, разбиение текста на смысловые части, "переформулировка" текста, отделение единиц сообщения с использованием символики, постановка специальных вопросов, проведение математического анализа, построение вспомогательной модели задачи при помощи знаковых, схематизированных средств, рассуждения "от вопроса к данным" или "от данных к вопросу", выбор и преобразование модели, выбор и конструирование математической записи, установление соответствия между результатом решения и условием задачи, определение смысла составленных в процессе решения выражений, решение задачи различными способами, составление и решение обратной задачи. В рамках программы развивающего обучения, с учётом мыслительных и практических действий, приемы и упражнения, представленные в формирующей программе в виде системы усложняющихся заданий, охватывают операционный состав деятельности моделирования, и должны стать средством организации деятельности учащихся, направленной на анализ и решение задач.
Результаты эксперимента показали, что большая часть учащихся контрольных групп использует моделирование как способ, а модель как средство решения задач частично.
Таким образом, внедрение в процесс обучения формирующей программы, основанной на использовании этапов деятельности моделирования и рассмотрении моделирования как способа, а модели как средства решения задач, позволило сформировать обобщенное умение решать задачи у учащихся начальной школы.
Итак, при специальной организации учебного процесса моделирование может стать для учащихся действенным способом, а модель средством решения задачи. Кроме того, данное действие способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли, является важным средством развития теоретического мышления младших школьников. В исследовании мы попытались обосновать процесс обучения младших школьников решению задач как процесс творческий, требующий учета возрастных особенностей и уровня подготовки к обучению на модельной основе.
Формирование обобщенного умения решать задачи с применением модельного подхода способствует сознательному и прочному усвоению учебного материала. Каждый этап решения задачи связан с моделированием, поэтому уровень овладения моделированием определяет успех решающего, и обучение моделированию должно занимать важное место в процессе обучения младших школьников решению задач. Основные линии работы позволяют выделить два направления: знания о сущности и структуре процесса моделирования и знания о сущности и структуре задачи, при этом, анализируя структуры обоих умений, можно выделить общие компоненты в деятельности решения задач и моделирования.
Прочие статьи:
Понятие правозащиты детей. Механизмы реализации в деятельности
Все механизмы обеспечения, а так же гарантии пpaв и cвобод чeловека в наше время пpeдставляет coбой слoжный нормативно-пpaвовой кoмплекс, включaющий в сeбя кaк внутригocударственные, тaк и междунаpoдные cpедства. Это говорит о том, что с одной стороны стоя все акты и государственные органы их испо ...
Физическая рекреация – вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация нах ...
Экспериментальная серия занятий по формированию
семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи
В 2007-2008 гг. (сентябрь-май) для определения результативности обучающего эксперимента испытуемые дошкольники с ОНР (II уровень) были разделены на две подгруппы: подгруппа-1 - экспериментальная, подгруппа-2 - контрольная. В каждую подгруппу вошли 10 детей одного и того же возраста и года обучения ...