Ход и результаты констатирующего эксперимента

Страница 6

Таким образом, внедрение в процесс обучения формирующей программы, основанной на использовании этапов деятельности моделирования и рассмотрении моделирования как способа, а модели как средства решения задач, позволило сформировать обобщенное умение решать задачи у учащихся начальной школы.

Учебное моделирование играет важную роль в формировании умения решать задачи. Это можно объяснить тем, что модели:

-наглядно отображают каждый элемент отношения, что позволяет им оставаться простыми при любых преобразованиях данного отношения;

-позволяют увидеть существенное в тексте в "чистом" виде, без отвлечения на частные конкретные характеристики (числовые значения величин, яркие изображения и др.);

-обладают свойствами предметной наглядности, конкретизируют абстрактные отношения, что нельзя увидеть, например, выполнив краткую запись задачи;

Процесс целенаправленного обучения моделированию должен осуществляться постепенно, отражая переход от конкретного к абстрактному.

В процессе формирования обобщённого умения решать задачи с применением модельного подхода необходимо ориентироваться на выделение подготовительного (пропедевтика) и основного этапов, при этом к осознанию деятельности по решению задач учащиеся приступают после того, как у них будут сформированы необходимые символические, логические, математические понятия и представления. Большое значение для усвоения общего приема анализа и решения задачи имеет модель, которая моделирует и учит понимать отношения между объектами (явлениями), являясь средством установления зависимостей и связей между ними, помогает легко составить план решения и выбрать наиболее рациональный путь его реализации. Не имеет значения, вещественные или графические объекты используются для перевода реальности или текста, главное - чтобы объект действия позволил раскрыть и зафиксировать процесс преобразования, ведущий к результату. Зачастую сам по себе перевод текста на знаково-символический язык делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, тем самым перевод становится средством решения. Обобщенный способ решения задач зависит от сформированности моделирования как средства выделения и отображения в модели структуры задачи и отношений между данными. В результате исследования модели, ее конструирования и преобразования учащиеся получают новую "скрытую" информацию об условии задачи. Роль и место модели в процессе решения задач подтверждает необходимость использования модели как средства выделения и отображения структуры задачи и отношений между данными, а в целом — как средства решения задач обобщённым способом.

В процессе экспериментально-опытного исследования было обнаружено, что эффективность работы по формированию обобщенного способа решения задач на основе моделирования зависит от готовности к данной работе самого учителя, от его дидактического инструментария, профессиональной и психологической подготовки. Данная работа призвана помочь учителю в решении возникших проблем.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования обобщенного умения решать задачи на основе моделирования, многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения сходных проблем.

мещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Скаутизм как добровольное д ...

Педагогическая оценка деятельности учащегося
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки. Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное ...

Разработка урока МХК как взаимодействия – сотрудничества и его анализ
Урок Мировой художественной культуры в 8 классе лицея №73. 1. 26 сентября 2006 год Урок №4. Тема: Станковая живопись. Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Цели урока: Образовательная – научить различать жанры станковой живописи. Развивающая – развить взаимодействие – сотрудни ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru