При диагностике умения решать задачи на основе моделирования мы опирались на принципы выделения уровней сформированности этих умений:
I. Умение решать задачи, включающее в себя:
• умение выделять структурные компоненты задачи;
• умение подбирать способы решения задач;
• умение классифицировать задачи по способу решения;
• умение преобразовывать и составлять задачи.
П.Умение пользоваться моделями, включающее в себя:
• умение воспроизводить содержание в знаково-символической форме;
• умение переходить от одних средств изображения к дрзпгим;
• умение строить модели разных типов.
Используя моделирование как способ, а модель как эффективное средство анализа и решения задач, следует отметить характеристики уровней и овладения данными умениями в начальной школе. Принципы выделения уровней связаны:
- с объектом усвоения - структурой задачи;
- деятельностью по преобразованию и построению;
- содержанием учебного действия моделирования;
- требованиями разрабатываемого математического стандарта: I уровень — минимальный, низкий; II уровень — необходимый, средний; III возможный, высокий.
Эксперимент проводился на базе МОУ "Элистинская многопрофильная гимназия". В исследовании принимали участие 2 экспериментальных и 2 контрольных класса, общее количество учащихся составило 80 человек, в каждой из групп - по 20 человек. Во время проведения эксперимента изменялся количественный состав учащихся, в зависимости от цели и вида работы. В качестве экспериментальных и контрольных групп были выбраны классы, в которых обучение проводилось по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и программе Л.Г.Петерсон.
Основания для выбора были следующими:
-принцип моделирования - базисный принцип построения программ;
В содержании программы Л.Г.Петерсон отражаются основные идеи математического моделирования; в концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано у ученика уже к концу начальной школы.
При обучении решению задач используются знаково-символические средства, однако, методические подходы к их использованию значительно отличаются друг от друга: в учебниках Л.Г.Петерсон модель применяется в основном в качестве иллюстративного средства, у учащихся не формируются обобщённые умения решения задач на основе модельного подхода, хотя учащиеся получают определенную начальную базу в этой области, связанную с отдельными модельными операциями (замещение объекта, выбор модели, работа с моделью по образцу и т. д.).
Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении использования моделирования при решении задач, в установлении исходного уровня оперирования системами знаково-символических средств.
В ходе исследования были проведены две серии констатирующего эксперимента. Целью первой серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня овладения умением решать задачи с использованием модельных средств: умение выделять структурные компоненты; умение подбирать способы решения; умение классифицировать задачи по способу решения; умение преобразовывать и составлять задачи.
Итоги этого эксперимента отражены в результатах контрольной работы №1 и №2. Целью второй серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня умения пользоваться моделями: умение воспроизводить
содержание в знаково-символической форме; умение переходить от одних средств изображения к другим; умение строить модели разных типов. Для диагностики символической функции проводилась методика "Пиктограмма" и выполнялось задание под условным названием "Таблица".
В ходе исследования были выделены уровни овладения моделированием и умением решать задачи: низкий - I уровень, средний – II уровень, высокий - III уровень.
Прочие статьи:
Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Понятие программной разработки библиотеки процедур в среде Maple
Пакет Maple состоит из быстрого ядра, написанного на Си и содержащего основные математические функции и команды, а также большого количества библиотек, расширяющих ее возможности в различных областях математики. Библиотеки скомпонованы из подпрограмм, написанных на собственном языке Maple, специал ...
Сравнительный анализ инструментальных средств AutoCad,MatLab, Maple 9
Цель практической работы сравнить математические языки на высоком уровне. В основном целью программы является более детальное рассмотрение программы. Данный анализ составляет большой интерес для эконометрики, для финансового сектора в целом, биологии, химии, физики и нескольких других видов деятел ...