При диагностике умения решать задачи на основе моделирования мы опирались на принципы выделения уровней сформированности этих умений:
I. Умение решать задачи, включающее в себя:
• умение выделять структурные компоненты задачи;
• умение подбирать способы решения задач;
• умение классифицировать задачи по способу решения;
• умение преобразовывать и составлять задачи.
П.Умение пользоваться моделями, включающее в себя:
• умение воспроизводить содержание в знаково-символической форме;
• умение переходить от одних средств изображения к дрзпгим;
• умение строить модели разных типов.
Используя моделирование как способ, а модель как эффективное средство анализа и решения задач, следует отметить характеристики уровней и овладения данными умениями в начальной школе. Принципы выделения уровней связаны:
- с объектом усвоения - структурой задачи;
- деятельностью по преобразованию и построению;
- содержанием учебного действия моделирования;
- требованиями разрабатываемого математического стандарта: I уровень — минимальный, низкий; II уровень — необходимый, средний; III возможный, высокий.
Эксперимент проводился на базе МОУ "Элистинская многопрофильная гимназия". В исследовании принимали участие 2 экспериментальных и 2 контрольных класса, общее количество учащихся составило 80 человек, в каждой из групп - по 20 человек. Во время проведения эксперимента изменялся количественный состав учащихся, в зависимости от цели и вида работы. В качестве экспериментальных и контрольных групп были выбраны классы, в которых обучение проводилось по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и программе Л.Г.Петерсон.
Основания для выбора были следующими:
-принцип моделирования - базисный принцип построения программ;
В содержании программы Л.Г.Петерсон отражаются основные идеи математического моделирования; в концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано у ученика уже к концу начальной школы.
При обучении решению задач используются знаково-символические средства, однако, методические подходы к их использованию значительно отличаются друг от друга: в учебниках Л.Г.Петерсон модель применяется в основном в качестве иллюстративного средства, у учащихся не формируются обобщённые умения решения задач на основе модельного подхода, хотя учащиеся получают определенную начальную базу в этой области, связанную с отдельными модельными операциями (замещение объекта, выбор модели, работа с моделью по образцу и т. д.).
Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении использования моделирования при решении задач, в установлении исходного уровня оперирования системами знаково-символических средств.
В ходе исследования были проведены две серии констатирующего эксперимента. Целью первой серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня овладения умением решать задачи с использованием модельных средств: умение выделять структурные компоненты; умение подбирать способы решения; умение классифицировать задачи по способу решения; умение преобразовывать и составлять задачи.
Итоги этого эксперимента отражены в результатах контрольной работы №1 и №2. Целью второй серии исследования являлось выявление у младших школьников уровня умения пользоваться моделями: умение воспроизводить
содержание в знаково-символической форме; умение переходить от одних средств изображения к другим; умение строить модели разных типов. Для диагностики символической функции проводилась методика "Пиктограмма" и выполнялось задание под условным названием "Таблица".
В ходе исследования были выделены уровни овладения моделированием и умением решать задачи: низкий - I уровень, средний – II уровень, высокий - III уровень.
Прочие статьи:
Школа как один из важнейших институтов социализации
личности
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как и ...
Использование физической рекреации для отдыха
Становление любой научной дисциплины начинается с формирования ее методологических основ, определения предметных границ, уточнения понятийно-терминологического аппарата. Это является тем более актуальным, что усиливающаяся интеграция научных дисциплин привносит в каждую частную науку свои понятия, ...
Содержание обучения учащихся
профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобрази ...