К невербальным средствам речи принято относить не только жесты, но и дыхание (речевое), голос и его модуляции, дикцию и артикулирование звуков, их сочетаний, интонаций, которые подразделяются на смысловые, связанные со структурой предложения и эмоциональные; тон, мелодику речи, тембр голоса, темп речи, громкость; особо рассматриваются паузы - смысловые и фразовые, психологические; наконец средства, связанные с телодвижениями, - позы, жесты, мимика.
Для детей раннего дошкольного возраста характерно общение с помощью жестов, т.к. ребенок не овладел словесными (вербальными) знаками. Дополнительными средствами коммуникации служат мимика, а также отдельные звуки и звукокомплексы.
Чтобы стать настоящим коммуникативным знаком, жест должен быть ассоциирован с устойчивым, постоянным смыслом. Такая связь устанавливается не сразу. Встречаются ошибки в употреблении жестов. Так Полина М. в 1г. 6 мес., давая кому-нибудь какой-нибудь предмет, кивала головой, что означало: спасибо, в то время как благодарить нужно было тому, кто получал предмет.
«На втором году жизни, когда ребенок уже в состоянии использовать сначала однословные, а затем двухсловные фразы, жестовый язык не перестает играть роль важного подспорья, поскольку продолжает ощущаться дефицит вербальных средств» .
Так в общении моей дочери Полины появился жест - это указание рукой на какой-то предмет, игрушку (1 г. 20 дней), жест «до свидания» появился в 1 г. 1 мес., жесты согласия и несогласия длительное время путались и сопровождались утвердительными кивками головы около 1 месяца: с 1 г. 2 мес. до 1 г. 2 мес.
В 1 г. 3 мес., 28 дней жест «спасибо», но с маминого напоминания, а в 1 г. 6 мес. 10 дней сопровождение жеста словом «Пси» (спасибо). Исчезновение предмета в 1 г. 5 мес. при этом разводит руками в стороны. Указание на размеры в 1 г. 1 мес. По просьбе папы показать, какая Полина выросла большая, Полина поднимает ручки вверх.
Многие жесты выполняются по просьбе родителей, например: «Полина, покажи, как ты любишь маму». Полина сильно прижимается к маме и целует в щеку в 1 г. 6 мес. 16 дней.
Чтобы жест вошел в обиход и закрепился там, необходимо, чтобы он неоднократно повторялся и поддерживался взрослыми.
Так жест «на ручки» появился около 7 месяцев, когда Полина протягивала руки к маме или папе. В дальнейшем этот жест сопровождался словом «на» в 1 г. 4 мес. 12 дней. А в 1 г. 8 мес. Полина подходила к взрослым, поворачивалась спиной, руки поднимала вверх и говорила: «На, Мамиля» (На Полину), т.е. Полину надо взять на руки.
Таким образом, жесты - это своеобразная замена словесным знаком в период дефицита вербальных средств.
Прочие статьи:
Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).
Глубокие расстройства речи (алалии, афазия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства реч ...
Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а п ...