Проблема моделирования в обучении младших школьников умению решать задачи всегда вызывала интерес, как в педагогике, так и в психологии. Именно оно многими рассматривается как важнейшее среди тех, которыми должны владеть учащиеся в средней школе.
Это связано с возрастанием роли теоретических знаний в науке, что вызывает необходимость повышения теоретического уровня знаний, формируемых на разных этапах обучения. Из анализа литературы следует, что одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как "абстракции особого рода" (В.В.Давыдов), позволяющие выявить внутренние связи и, отношения объектов.
Проведено большое количество исследований, посвященных проблемам моделирования, раскрывающих применение моделей и методов моделирования в отдельных науках: философии, психологии, педагогике.
В условиях образования, ориентированного на развитие теоретического мышления у младших школьников, особое значение в обучении и, прежде всего, при решении задач, приобретает овладение действием моделирования, поскольку, как показали исследования В.В.Давыдова, оно способствует формированию обобщённых знаний. Это определяет и основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе анализа задачи и поиска плана решения на основе моделирования, формирование необходимых для осуществления этого умений и способов действий. Моделирование в данной работе рассматривается не только как способ формирования обобщённого умения решать задачи, но и как одна из целей обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников умению решать задачи.
Предмет исследования - моделирование как способ формирования у младших школьников обобщённого умения решать задачи.
Цель исследования - разработать способы и средства формирования обобщённого умения решать задачи на основе моделирования.
Задачи исследования:
1. определить сущность моделирования в философской и психолого – педагогической литературе,
2. выявить возможности использования моделирования в обучении,
3. определить содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах,
4. провести опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщённого умения решать задачи на основе моделирования.
Методологической основой исследования является:
- современные представления об общих методах познания и их применении в практике обучения (В.А.Штофф, И.Б.Новик, В.В.Давыдов);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
Для поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент); методы изучения продуктов деятельности; методы статистической обработки данных.
Опытно-экснериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ "Элистинская многопрофильная гимназия"
Структура работы. Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Прочие статьи:
Характеристика этапов развития счетной деятельности у
дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
цель (выразить количество предметов числом),
средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,
отражающих степень освоения деятельности),
результат (итоговое число): сложность представля ...
Диагностика и развитие креативности в процессе учебной
деятельности у младших школьников
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики креативности детей младшего школьного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) д ...
Психологическая характеристика типов темперамента
Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, ...