целеустремленность (осознание цели, стремление к достижению результата);
самостоятельность (самооценка поступков);
настойчивость (сосредоточенность на выполнении задания).
Опытно-экспериментальная работа разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий)
II этап – основной (формирующий)
III этап – заключительный (контрольный)
Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности морально-волевых качеств у детей.
Основная часть заключалась в разработке и апробации программы занятий, направленных на повышение уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе занятий.
Заключительная часть позволила проверить эффективность выбранных нами занятий для составления программы, направленной на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе, для чего была проведена повторная диагностика детей по методикам начального констатирующего этапа.
Опытно-экспериментальная работа проведена для подтверждения или опровержения полученных выводов в теоретическом анализе литературы и выдвинутой рабочей гепотизы, о том, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, если:
учитывать педагогические условия и психолого-педагогические особенности детей;
применять при разработке программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей
организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовки детей к школе;
Цель экспериментальной работы: разработать и апробировать программу занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе.
Задачи экспериментальной работы:
провести диагностические мероприятия с целью выявления уровня морально-волевой готовности (констатирующий этап)
провести с детьми ряд игр с целью формирования морально-волевых качеств детей (формирующий этап)
определить эффективность программы занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе (итоговый этап)
Методы исследования:
анализ педагогических условий
диагностические методы
наблюдение
математическая обработка и интерпретация результатов .
База исследования: МДОУ детский сад № 2 "Черемушки", г.Томмот. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.
В данной экспериментальной работе были использованы методики, диагностирующие проявления настойчивости, самостоятельности и целеустремленности, что в целом констатирует уровень морально-волевой подготовки:
Тест состоит из трех заданий:
графическое копирование фразы из письменных букв;
срисовывание группы точек в определенном пространственном положении;
рисование фигуры человека по памяти.
Все три задания направлены на выявление умения детей воспроизводить образец. Тест позволяет определить настойчивость, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, концентрацию внимания.
Прочие статьи:
Феноменология экологической культуры в современной научной
литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к сами ...
Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе
Формирование морально-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
К шести годам происходит оформление основных э ...
Самостоятельность и самостоятельная работа в учебной деятельности
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание о ...