Общедидактические принципы обучения иностранному языку

Новая педагогика » Принципы содержания обучения английскому языку в средней школе » Общедидактические принципы обучения иностранному языку

В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличительные признаки той или иной стороны учебно-воспитательного процесса, то его значение для реализации успешного обучения трудно переоценить.

В средней и высшей школе обучение различным предметам осуществляется в соответствии с дидактическими принципами, которые как исходные научные положения возникли из обобщения опыта преподавания. Заслуга дидактики как науки состоит в том, что она теоретически обосновала разрозненные педагогические правила и воззрения и объединила их в систему дидактических принципов, которые в значительной мере предопределяют общую направленность, структуру, а также обусловливают содержание, методы и результаты учебно-воспитательного процесса. Дидактические принципы направлены на достижение эффективного и воспитывающего обучения, на овладение основами знаний и формирование умений применять знания в жизни; их реализация способствует всестороннему развитию духовных и физических сил школьников.

Как известно, к наиболее признанным и устоявшимся общедидактическим принципам относятся: 1) принцип воспитывающего обучения, 2) принцип связи обучения с жизнью, 3) принцип сознательного обучения, 4) принцип творческой активности, 5) принцип наглядности, 6) принцип научности, 7) принцип систематичности, 8) принцип прочности усвоения знаний, 9) принцип доступности в обучении, 10) принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Все эти дидактические принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, что позволяет рассматривать их в качестве определенной дидактической системы. На этой системе строится обучение всем без исключения предметам в современной средней школе, что и делает указанные принципы в определенной степени универсальными. Следовательно, общедидактические принципы в значительной мере предопределяют осуществление учебно-воспитательного процесса и по иностранному языку в средней школе. Это, кстати, дало повод некоторым методистам, не уделяя должного внимания специфике самого предмета "иностранный язык", рассматривать общедидактические принципы и в качестве единственно возможных принципов методики обучения иностранным языкам.

Между тем, обучение иностранным языкам — процесс весьма специфичный. При целевой установке — добиться практического овладения иностранным языком — главное (в отличие от большинства предметов школьного общеобразовательного цикла) заключается как раз не в усвоении суммы знаний об изучаемом языке, а в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться иностранным языком как средством общения в пределах тематики, ограниченной школьной программой. Поэтому, придавая большое значение осуществлению дидактических принципов в преподавании иностранного языка, необходимо, однако, в дополнение к ним разрабатывать некоторые новые положения, поправки, отражающие специфику данного учебного предмета.

В свете современных методических тенденций под сознательным подходом к практическому владению иностранным языком необходимо понимать такую организацию учебного процесса, когда учащиеся осознают структуру и содержание речевой деятельности, не прибегая к многочисленным сравнениям с родным языком и бесконечным двуязычным упражнениям.

Принцип активности отнюдь не означает максимального развития внешней активности учащихся, что выражалось бы в механических повторениях речевых образцов (что принято называть "дрилом"). Активность учащегося в процессе овладения иностранным языком должна проявляться в творческой деятельности на иностранном языке в сфере как устной речи, так и чтения. Причем, такая речевая деятельность может не всегда иметь какое-либо внешнее речевое проявление.

Принцип наглядности в обучении иностранному языку также проявляется весьма своеобразно: он находит свое выражение прежде всего в доминирующей роли слуховой, а не зрительной наглядности, что совсем не характерно для подавляющего большинства предметов школьного общеобразовательного цикла.

Обучение иностранному языку как средству общения может быть успешным лишь в том случае, если оно будет основываться еще и на принципиальных теоретических положениях, освещающих и обусловливающих сущность обучения иностранному языку. Для этого методика преподавания иностранных языков должна располагать собственными принципами обучения. Такие принципы, сохраняя свою специфику, в определенной степени конкретизируют и развивают соответствующие общедидактические принципы.


Прочие статьи:

Современные требования к содержанию обучения иностранному языку в средней школе
Современные требования к содержанию обучения иностранному языку в включают систему требований к отбору и систематизации содержания УМК, требования к методической организации содержания обучения и требования к уровню достижений обучающихся. Рассмотрим назначение требований к отбору и систематизаци ...

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...

Из истории развития вопроса
На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опы ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru