Анализ психолого-педагогической литературы показал, важное значение в морально-волевой подготовки детей к обучению в школе воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.
Педагогическая идея экспериментальной работы заключается в разработке универсальной программы занятий, помогающей педагогам, родителям развивать морально-волевые качества детей и подготовки их к школьному обучению. Опытно-экспериментальная работа проводилась с мая по октябрь 2009 года.
В ходе экспериментальной работы разработана и внедрена программа занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе дана оценка эффективности. В программе эксперимента были предусмотрены следующие условия:
определены критерии оценивания;
фиксирование результатов эксперимента проводилось в табличном варианте;
интерпретация результатов эксперимента представлена в динамике.
Критерием оценки эффективности программы занятий выступил уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе, который определяется показателями: настойчивость, самостоятельность мышления, целеустремленность.
При проведении диагностики отслеживалась степень проявления таких показателей:
Прочие статьи:
Исторический аспект изучения проблемы заикания
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.
Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта ...
Ключевые проблемы финансирования общего образования
в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области:
- от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»;
- от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении с ...
Методика и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента
Наше исследование проводилось в 3 «В» классе школы №960 Северо – Восточного округа г. Москвы у учителя Голубевой Анастасии Владимировны. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2011 год, в котором приняли участие один экспериментальный класс 3 «В» (23 ученика) и один контрольный 3 «Б» (24 ...