Морально-волевая подготовка детей к школе

Новая педагогика » Морально-волевая подготовка детей к школе

В настоящее время резко изменилась ситуация развития детства. Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает проблему морально-волевой подготовки детей к обучению в школе. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому морально-волевая подготовка детей к обучению в школе является одной из важных составляющих общей подготовки детей к обучению в школе. М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в дошкольный период в более позднем возрасте трудно, но возможно.

Проблематика морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К этой проблеме обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович А.В.Запорожец и др.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В современных научных исследованиях понятие морально-морально-волевого действия трактуется в разных аспектах.

По мнению Д.Б. Эльконина к пониманию предпосылок морально-волевой подготовки к школьному обучению, должно учитываться разнообразие подходов – наличие новообразования закончившегося возрастного периода и начальных форм следующего. Иными словами – речь идет, с одной стороны, о сформированности игровой деятельности, об определенном уровне развития наглядно – образного мышления, общих познавательных мотивов, о соотношении зрительного и смыслового поля, об использовании символических средств; с другой – о портрете непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля; об отношении ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая "позиция школьника", по определению Л.И. Божович .

А.В.Запорожец считает наиболее существенным для формирования морально-волевых качеств превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление морально-морально-волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

Л.С.Выготский считал морально-морально-волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях детей с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане он рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение детей, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути морально-волевого развития. После овладения речью слово становится для детей, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются морально-волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении детей остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе невозможны без активного участия воспитателей, педагогов и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста и способах формирования морально-волевых качеств, таких как:

волевые качества – воля, целеустремленность, упорство, решительность;

моральные качества – добросовестность, честность, коллективизм, доброта.

Однако практическое отсутствие методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе затрудняет педагогам и воспитателям эффективно осуществлять морально-волевую подготовку детей к школе. Современные условия воспитания детей требуют разработанности методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе с учетом социально-экономических условий и особенностей детей.

Актуальность исследования определяется противоречием между практическим отсутствием методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и тем, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе является одной из важных составляющих общей подготовки детей и способствует развитию личности ребенка в целом.

Предмет исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.

Объект исследования: процесс морально-волевой подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и разработать и апробировать программу занятий по морально-волевой подготовке детей к школе.

Задачи исследования:

сделать теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной морально-волевой подготовки ребенка к обучению школе;

выявить сущность понятия морально-волевая подготовка к обучению к школе;

определить особенности формирования морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе;

разработать и апробировать программу занятий, направленную на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе;

подготовить рекомендации.

Гипотеза исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, и тем самым будет способствовать развитию личности в целом если:

учитывать психолого-педагогические особенности детей;

применять при проведении программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей

организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовке детей к школе;

Методы исследования: анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы; тестирование, наблюдение, опрос; математическая обработка и интерпретация результатов.

Методологическую основу исследования составляют труды и научные разработки таких авторов, как Л.И. Божович (Проблемы формирования личности), Л.Р. Болотина (Дошкольная педагогика), Г.Е. Веракса (Развитие ребенка в дошкольном детстве), В.С. Мухина (Возрастная психология), Л.В. Русскова Л.В. (Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду) и др.

База исследования: МДОУ детский сад № 2 "Черемушки", г. Томмот. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать не только при составлении методических указаний по морально-волевой подготовке, но и при личностной и интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе.


Прочие статьи:

Средства народной педагогики
Пословицы В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потр ...

Общие принципы христианской педагогики
Несколько лет назад на одном из педагогических семинаров зашел разговор об общих принципах христианской педагогики. Это была живая дискуссия, не претендующая на строгость теоретических определений. Но христианская педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам христианский педаго ...

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древне ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru