Закономерности построения однотоновых гармоний

Страница 2

Рисунок 3.10 – Построение взаимодополнительных цветов

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов (рисунок 3.10, б);

два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов (рисунок 3.10, в);

один цвет - чистый, остальные - из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

Рисунок 3.11

Рисунок 3.12

Рисунок 3.13

все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например равносторонний треугольник,

у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника (рисунок 3.11).

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельный диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, - а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов (рисунок 3.12).

Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета.

Рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-желтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный (рисунок 3.13).

6. Гармония взаимодополнительных цветов

Для построения этого вида гармонических сочетаний взаимодополнительных цветов необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например: желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.

Контрольные вопросы

Дать определение цветовой гармонии.

Перечислить цвета первого порядка.

Какие цвета называют цветами второго порядка?

Назвать основные системы гармонизации цвета.

План практического занятия №3

Тема: Хроматические цвета.

Выполнение хроматических композиций на различные виды сочетаний цветов с использованием различной техники и фактуры.

Цель: познакомить со свойствами основных и дополнительных цветов, научить определять взаимодействие цветов.

Задачи: Образовательные - научить студентов передавать определенные градации цветовой насыщенности, познакомить с техникой смешивания различных красок для получения нового цвета; отрабатывать навыки плавного перехода из одного цвета в другой.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Особенности связной письменной речи учащихся старших классов школ VIII вида
Теоретические и методические основы разработки проблемы формирования у умственно отсталых детей умения последовательно и связно выражать своих мысли, пользуясь устной и письменной речью, представлены в ряде исследования. М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, М.П. Феофанов психологически обосновывают некото ...

Современные лингвистические представления о системе словообразования существительных
Словообразование - раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Хотя в русском языкознании описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, Ф.Ф. Фортунатова), самостоятельным объектом изучения словообразование стан ...

Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства. Пишущий не может использовать жесты, мимику, н ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru