Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер. Сходственная схема цветов, с другой стороны использует цвета, которые расположены по соседству друг с другом на цветовом круге (рисунок 3.7).
А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:
однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);
гармонии родственных цветов цветового круга - красный и оранжевый;
гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).
Рисунок 3.8 - Пример создания родственных гармоний
4. Группы родственных сочетаний
Как упоминалось выше, к родственным в цветовом круге относят все промежуточные, между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на 4 группы: желто- красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые (рисунок 3.8).
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.
Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:
чистый желтый,
оранжевый,
оранжево-красный.
Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:
разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;
оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;
оранжево-красный оставить неизменным.
5 Гармония родственно-контрастных цветов
Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:
Рисунок 3.9 - Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов
теплые: желто-красные и желто-зеленые;
холодные: сине-зеленые и сине-красные;
теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);
теплые; желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония).
Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов (рисунок 3.9).
Рассмотрим первую из них - желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых - чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, то есть они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).
Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны. Более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.
Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного (рисунок 3.10, а).
а б в
Прочие статьи:
Учебник истории в подготовке учителя к уроку. Педагогический замысел и учебник истории
“Важнейшим составным звеном деятельности учителя является предварительное осмысление предстоящей деятельности и её результатов. Это осмысление получило название педагогического замысла. Именно он позволяет дать самый общий, предварительный ответ на вопросы: что делать, для чего делать, как делать? ...
Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы с ...
Возможности программы Power Point в развитии музыкальных
способностей
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку у ...