Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой.
Методика 1. Определи место звука в слове.
Инструкция: послушай слова и назови:
- первый звук в первом слове;
-третий звук во втором слове;
- последний звук в третьем слове.
Лексический материал:
Крыша, школа, стакан
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ с первой попытки.
2 балла - правильный ответ со второй попытки.
1 балл - правильный ответ с третьей попытки
о баллов - неверный ответ с третьей попытки.
Максимальная оценка за задания - 9 баллов.
Методика 2. Сколько звуков в слове?
Инструкция: послушай слова и скажи, сколько в них звуков.
Лексический материал:
Рак, сумка, диктант
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ с первой попытки;
2 балла - правильный ответ со второй попытки;
1 балл - правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов - неправильный ответ.
Максимальная оценка за задание - 9 баллов.
Методика 3. Определение последовательности звуков в слове.
Инструкция: послушай слова и определи, какой по счету звук в слове.
Лексический материал:
- Рама, дом, муха;
- крыша, пароход, карман;
- мышка, окошко, лягушка.
- определить, какой по счету звук М в словах: рама, дом, муха;
- определить, какой по счету звук Р в словах: крыша, карман, пароход;
-определить, какой по счету звук Ш в словах: мышка, окошко, лягушка.
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ во всех трех словах;
2 балла – правильный ответ в двух словах;
1 балл – правильный ответ в одном слове.
Максимальная оценка за задание – 9 баллов.
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Высокий уровень фонематического анализа и синтеза считается, если испытуемый набрал 19-27 баллов за все задания, средним – при сумме 10- 18 баллов, низким при сумме – 0-9 баллов.
Анализ результатов, полученных по Методике 1.
Анализ полученных результатов показал, что все дети изучаемой группы испытывали определенные затруднения при определении места звука в слове. Эксперимент показал, что многие дети не слышат звука. Нарушение фонематического восприятия наблюдается у всех испытуемых.
В слове крыша: с первой попытки никто из детей не выделил первый звук, со второй выделили - 3 человека; с третьей попытки или с небольшой стимулирующей помощью ответили - 7. Дети называли звук [р] как первый.
В слове школа только один ребенок правильно назвал третий звук, 4 человека назвали звук со второй попытки, 4 ученика определили звук с третьей попытки и с оказанием помощи логопеда. Один ребенок вообще не смог назвать звук. Дети называли звуки: [л], [к], [а].
При работе над словом стакан не справились с определением последнего звука 2 человека, они набрали 0 баллов, 4 человека набрали по 1 баллу и 4 ученика получили по 2 балла. Дети называли гласный звук или заменяли на другой согласный звук.
Анализ полученных результатов показал, что все дети испытывают трудности в определении места звука в слове, что ведет к значительным трудностям в обучении родного языка, ошибкам, нарушению чтения и письма. В процессе развития речевого анализа и синтеза необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Ударные гласные узнаются легче, чем безударные. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места в слове (начало, середина, конец).
Прочие статьи:
Разработка технологических процессов изготовления и сборки изделия
Таблица 3.2 - Технологическая карта изготовления проекта «Стол для установки компьютера»
№ п/п
Последовательность выполнения работ
Эскиз обработки
Инструменты, приспособления
1
Раскройка имеющегося листа ДСП 1750 х 3500 мм под заготовки для стола
Линейка, карандаш
2 ...
Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его д ...
Письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов
Тестовый контроль. Чтобы грамотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определить количество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовый контроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом» или поэтапное, а также форму пров ...