Функции обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Функции обучения

Страница 1

Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:

1) познавательную;

2) развивающую;

3) воспитательную.

Познавательная функция.

Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В процессе школьного обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, классных часах, в кружках, внеклассных мероприятиях. Получение школьником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Задача учителя – давать знания целенаправленно. Для этого существуют учебные планы, образовательные программы.

Развивающая функция.

Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень развития. Интеллектуальное развитие учащихся гораздо успешнее, если перед школьником ставятся цели и необходимость самостоятельно добывать знания и использовать их на практике. Когда ученику предлагают выполнить определенную задачу, он проделывает сложную мыслительную работу. Эта работа включает в себя некоторые действия. Он наблюдает, анализирует, применяет правила для решения учебных задач. В том случае, если обучение проходит с использованием всего двух мыслительных действий (восприятия и запоминания), то ребенок оказывается лишен развивающего момента обучения. Он привыкает к использованию этих двух простых действий и становится не способен к решению более сложных задач, требующих от него анализа. Научившись мыслить и анализировать, школьник уже становится способным ставить перед собой цели самостоятельно, он может совершенствоваться.

Существует ряд факторов, от которых зависит развитие ребенка. Некоторые из них работают независимо от сознания человека – это биологический фактор. Другие зависят от воли человека и общества.

1. Биологический фактор. Родившийся человек не является «чистой доской». От рождения он несет в себе генетическую информацию. Наследственность имеет огромное значение для развития человека. Уровень одаренности, эмоциональности, динамика психологических процессов – все это носит наследственный характер. Но биологический фактор развития не сходится лишь к генетике. Известно, что все живые организмы, проходя через стадии формирования, приспосабливаются к окружающим их условиям, приобретают новые признаки. Кроме наследственности, одним из признаков живого организма является изменчивость. В зависимости от условий, в которые попадает человек, свойства его психики, темперамент могут измениться в ту или иную сторону. Для нормального и прогрессивного развития ребенок должен находиться в благоприятной психической обстановке и в высококультурном окружении.

2. Социальный фактор. Ребенок развивается в окружающей среде, в это понятие входят внешние обстоятельства, необходимые для жизни человека. В раннем детстве у ребенка уже возникает потребность в общении, в получении информации. От характера воздействия обстоятельств и от активности личности зависит уровень развивающего воздействия. Являясь частью окружающей среды, человек способен ее преобразовать. Формирование личности происходит в ходе усваивания влияния среды и сопротивления ее факторам. Задача учителя – развивать в ребенке устойчивость к отрицательным физическим и психологическим воздействиям, а также способность активно принимать положительные явления.

3. Фактор направленного формирования. Отношения, в которые вступает ребенок, обычно построены взрослыми, поэтому он легко перенимает предложенные ему поведенческие модели. Если школьник находится в среде, где на него действует отрицательное влияние, то в нем могут сформироваться отрицательные качества.

Воспитательная функция.

Простого обучения и умственного развития ребенка оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан. Воспитание проходит в постоянном взаимодействии формирующейся личности с социумом.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрет ...

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Опора на учебник при разработке системы приёмов изучения материалов на уроке
В предыдущей главе была рассмотрена возможность подготовительной работы к уроку на основе учебника истории. Именно от этой подготовительной работы зависит урок, как главное звено в обучении учащихся. На уроке реализовывается педагогический замысел. Автор работы полностью согласен с авторами тех ра ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru