Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 8

Структура процесса формирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями, происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностной направленности личности.

Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности учителя.

Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.

Ценностные ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры, образования, социального окружения и т. п. Ведущую роль в формировании ценностных ориентаций у подростков в общеобразовательной школе играет классный руководитель.

Изучение деятельности 134 классных руководителей общеобразовательных школ показало, что многие из них испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций у учащихся: не обладают достаточными теоретическими и методическими знаниями, аналитическими, прогностическими, проектировочными, организационными, информационными, коммуникативными, перцептивными, диагностическими, рефлексивными, прикладными умениями. Из числа обследованных классных руководителей 39% имеют репродуктивный, 44% - технологический и лишь 17% - творческий уровни готовности к формированию ценностных ориентаций у подростков.

Полученные данные реально отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.

В связи с этим, согласно гипотезе исследования, нами была разработана и реализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя (схема 1).

Модель включает в себя следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект -субъектный (классный руководитель, учащиеся, родители, педагогический коллектив школы, общественность), содержательный (направления деятельности классного руководителя, этапы (алгоритм) работы классного руководителя), процессуально -коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико -результативный (критерии, показатели, уровни, результат).

Центральным системообразующим компонентом модели является авторская программа воспитательной работы «Культурное наследие земли Чувашской». Ее цель: формирование ценностных ориентаций у подростков на основе воспитывающего потенциала историко-культурного наследия родного края. Программа охватывает различные сферы деятельности, представленные в виде взаимосвязанных блоков (схема 2).

Схема 1

Модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Принципы:

общественно -ценная целевая направленность воспитания; культуросообразность; ориентация на ценностные отношения воспитанников; обеспечение рефлексии учащихся; единство сознания и опыта деятельности; вариативность и добровольность; диалогичность; природосообразность; опора на положительное в человеке, единство требовательности и уважения к ребенку, воспитание в коллективе, социальная защита, компетентность и др.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Эмоциональное состояние
Процесс перестройки всех органов и систем, связанных с половым созреванием, безусловно, влияет на психофизиологическое состояние подростка. В начале полового созревания у ребенка происходят окончательное осознание своей половой принадлежности и выработка, соответствующих психосексуальных ориентац ...

Организация работы в группах продлённого дня
Приём детей: 1. Проверить посещаемость (беседа с учителями). 2. Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей. 3. Узнать об особенностях домашнего задания. 4. Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения). 5. В случае необходимости посещать уроки у учителей. П. В начале работы: ...

Понятие "контроль". Функции контроля
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. М.В. Гамезо дает следующее определение контроля: контроль - проверка, а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора. По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобр ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru