Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 11

Прим.: Ср - средний показатель, отражающий количественную оценку роста уровня сформированности ценностных ориентаций: (a, b, c, d – количество подростков (%), находящихся на низком, среднем, высоком и наивысшем уровнях). V - коэффициент эффективности экспериментальной методики, который отражает качественный рост исследуемого критерия: (- значение среднего показателя экспериментальной группы, - значение среднего показателя контрольной группы).

Согласно гипотезе исследования повышение теоретического и методического уровней готовности классных руководителей осуществлялось путем внедрения авторской программы методического семинара «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков». Семинар вооружал классных руководителей философскими, психолого-педагогическими знаниями о ценностях, ценностных ориентациях личности, современными концепциями воспитания, передовым опытом работы, методами научного планирования, организации, оценки воспитательной работы в коллективе класса; помогал правильно и всесторонне анализировать педагогические ситуации и применять в работе инновационные педагогические технологии, учитывая уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.

Семинар предусматривал проведение лекционных, практических, тренинговых занятий, организацию самообразования классных руководителей, изучение передового опыта, проведение исследовательских работ и др. На семинарах выступали учителя, классные руководители, педагоги-ученые, психологи. Итогом работы стала научно-практическая конференция учителей и классных руководителей школы.

Важным условием эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков выступало комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций у подростков. Оно обеспечивалось внедрением в учебно-воспитательный процесс авторской программы «Культурное наследие земли Чувашской», которая предусматривала взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных нами выше четырех основных блоков.

Первый блок, направленный на организацию познавательной деятельности учащихся, заключался в проведении специальных этических бесед: продолжительность беседы в контексте воспитательного занятия – 15-20 минут; лекторы - классный руководитель, работники музеев, краеведы, деятели культуры и искусства, известные спортсмены города, республики; в основе подачи материала – проблемное изложение.

Второй блок, предполагающий организацию оценочной деятельности учащихся, являлся логическим продолжением первого блока и базировался на создании ситуаций нравственного выбора, «проживания», прочувствования эмоционального состояния учащихся: продолжительность дискуссии – 25-30 минут, включенность каждого подростка в оценочную деятельность, осуществление рефлексии.

Третий блок, подразумевающий организацию творческо-практической деятельности учащихся, строился на осуществлении коллективных творческих дел как логического обобщения какого-либо раздела программы воспитания (трудовые дела, выполнение общественных поручений, концерты художественной самодеятельности, защита проектов, выпуск тематических газет, альманахов и т. д.).

Четвертый блок, предусматривающий организацию оздоровительной деятельности учащихся, рассматривался нами в качестве сопутствующего первым трем блокам и реализовывался в форме экскурсий, походов, прогулок, спортивных тренировок и соревнований и т. д.

Управление разносторонней деятельностью воспитанников в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось с заданными воспитателями образцами-идеалами Гражданина, Работника, Семьянина. Образец гражданского поведения выступал как цель формирования ценностных ориентаций учащихся.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса -чик (задание 1.1) показало, что у детей ЭГ обнаруживаются трудности в образовании данной формы существительного с помощью этого суффикса, 4 детей допустили по одной ошибки и им потребовалась помощь, после ...

Графические наглядные пособия
Графические наглядные пособия — одни из самых распространенных в преподавании биологии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления. Все пособия этого типа могут быть разделены на семь групп: 1) т ...

Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон — автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru