2) уточнить сущностные характеристики ценностных ориентаций у подростков;
3) раскрыть содержание процесса формирования ценностных ориентаций у подростков;
4) выявить типичные трудности современных классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у подростков;
5) разработать и апробировать модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя;
6) выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков.
Методологической основой исследования стали: философское учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов; положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, признающие человека ценностью и целью общественного развития; идеи становления личности в процессе развития цивилизаций; научные положения гуманистической педагогики о сущности воспитания; учение о единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессе; идеи аксиологического подхода; законодательные акты государства и нормативные документы Министерства образования и науки РФ по организации воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в том числе в деятельности классного руководителя.
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов, А.А. Бодалев, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, Е.И. Сухова, А.И. Титаренко, В.Т. Тугаринов, Г.И. Чижакова, В.А. Ядов и др.);
- психологические теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);
- современные концепции гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, В.П. Бездухов, В.С. Библер, М.В. Богуславский, А.В. Кирьякова, Е.И. Шиянов и др.);
- концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.);
- концепция системного подхода к воспитанию (П.Ф. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В Краевский, О.С. Газман, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников и др.);
- теория управления воспитательными системами (В. И. Андреев, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.М. Таланчук и др.);
- идеи об этнопедагогических основах воспитания (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов, Э.И. Сокольникова и др.)
- теоретические подходы к моделированию деятельности классного руководителя (Н.И. Болдырев, О.С. Газман, М.И. Рожков, В.П. Сергеева, Е.Н. Степанов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, нормативно-правовых, инструктивно-методических и рабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследования, синтез, моделирование;
- эмпирические - изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, включенное наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ творческих работ, педагогический эксперимент;
- статистические – математическая и статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. В. Силантьева» г. Цивильска Чувашской Республики. Четырехлетним монографическим изучением (с 6 по 9 классы) было охвачено 81 учащийся двух экспериментальных и одного контрольного первичных коллективов.
Прочие статьи:
Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса
обучения
Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учит ...
Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по
выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве»
Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ.
Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...