На современном этапе развития общества, ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Важным фактором здоровья является двигательная активность, которая обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Ребенку – дошкольнику полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с бегом, лазаньем по деревьям, всяческое напряжение сил. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И наоборот, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и не устойчивости, к нарушению обмена веществ организма, а также к уменьшению функциональной возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточного отложения жира, способствуют заболеванию детей ожирению. Так, по данным большинства исследований (Аксенова Н.М., Пономарев С.А., Чаклин А.В.), 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
К сожалению, в настоящее время традиционным времяпровождением ребенка являются компьютерные игры, просмотр телепередач, хотя детям в дошкольном возрасте так необходимо активно двигаться. Дети «страдают» от недостатка двигательной активности, большинство родителей предпочитают, чтобы их дети занимались иностранными языками, посещали «школу гениев», студии творчества, в результате у ребенка не остается времени на то, чтобы просто побегать во дворе. А ведь это настоящая трагедия! Остается одна надежда – детский сад, но и здесь дошкольник усиленно готовиться к школе, просиживая целыми днями на занятиях, в закрытом помещении.
Одной из самых действенных организаций двигательной активности ребенка в повседневной жизни является прогулка. Но зачастую прогулка проходит в такой форме, которая не дает возможность ребенку полностью реализовать свои двигательные потребности.
Вопросы организации и руководства двигательной деятельностью детей дошкольного возраста на прогулке, необходимые для создания педагогических условий оптимизации их двигательной активности, представлены в работах Г.П. Юрко, В.Г. Фролова, Л.В. Кармановой, Н.И. Богаровой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой.
Известно, что в каждом годовом цикле существуют периоды, когда здоровье детей подвергается ярко выраженным сезонно-климатическим воздействиям (Шапошникова В.И., Семенов В.А., Пушкарев В.А., Петров Б.А., Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н., Змановский ЮС.). Если они превышают функциональные возможности детского организма, то это приводит к периодическому снижению его защитных сил и зачастую сопровождается вспышками заболеваний простудного характера. Среди многочисленных средств борьбы с простудной заболеваемостью особое место занимают физические нагрузки.
Таким образом, возникает противоречие между:
- необходимостью укрепления здоровья дошкольников, как базисного условия их всестороннего развития и нерациональной организацией их двигательной активности на прогулке, неадекватной возрастным возможностям детей;
- важностью использования прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня и недостаточной разработанностью методических рекомендаций к ее проведению.
В связи с этим, возникает острая потребность в разработке вопросов, связанных с планированием физической нагрузки для детей старшего дошкольного возраста на основе формирования соответствующей структуры физической подготовленности с целью повышения устойчивости детского организма к заболеваниям простудного характера, а также необходимость дополнительных исследований в данном направлении, что обуславливает актуальность выбранной нами темы.
Цель исследования: разработать и обосновать оптимальный для здоровья детей вариант планирования физической нагрузки на прогулке и методику использования в ней подвижных игр.
Предмет исследования: организация и проведения прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника.
Объект исследования: физическое воспитание, способствующее укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника будет способствовать увеличению резистентности организма детей к простудным заболеваниям и увеличению показателей их физической подготовленности.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Определить целесообразность использования прогулки с повышенной нагрузкой по литературным источникам.
2. Определить уровень двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить динамику заболеваемости простудного характера детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать содержание и организацию проведения прогулки с повышенной нагрузкой с учетом возрастных особенностей детей и проверить экспериментально ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; - педагогическое наблюдение; - педагогическое тестирование физической подготовленности; - педагогический эксперимент; - методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа на базе детских садов № 155 Центрального района и № 269 Ворошиловского района. Задачи каждого этапа были подчинены общей цели исследования.
На первом, предварительном этапе, на основе анализа научно-методической литературы определялось общее направление исследования, проводилось обобщение практического опыта работы с детьми дошкольного возраста.
Параллельно проводилось наблюдение за организацией двигательной активности в группах детского сада.
В тоже время была разработана методика проведения прогулок с повышенной нагрузкой.
На втором этапе, в течение учебного года, проводился основной педагогический эксперимент по определению степени эффективности предложенной методики, в нем приняли участие 40 детей.
Третий этап был посвящен анализу и обобщению материалов исследования и оформлению текста квалификационной работы.
Прочие статьи:
Методика исследования артикуляционного аппарата
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие син ...
Понятие профориентологии
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного ...
Обучение диалогической речи
Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.
Е.Н. Со ...