Неуклонный рост заболеваемости детей дошкольного возраста говорит о необходимости использования профилактических мер в дошкольных образовательных учреждениях. Решение этого вопроса невозможно без соответственных исследований, а в частности, анализа динамики заболеваемости детей. Поэтому в ходе проведения исследований изучалась статистика заболеваний простудного характера в течение учебного года, качественная и количественная характеристика «переносимости» организмом детей ОРЗ и уровень физической подготовленности детей. Эксперимент проводился в течении 6 месяцев на базе детских садов г.Волгограда № 155 Центрального района и № 269 Ворошиловского района, в нем участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста.
В результате исследования было установлено, что начало повышенной заболеваемости, приходится на середину осени (конец октября – начало ноября). По нашему мнению, это может быть связано с понижением температуры воздуха, сокращением светового дня и как следствие снижением двигательной активности, а также работой коммунальных служб по началу и окончанию отопительного сезона.
Снижение двигательной активности произошло как в детском саду, так и дома. После возвращения из детского сада дети не имели возможности гулять во дворе из-за неблагоприятных погодных условий, что значительно сократило время пребывания ребенка на открытом воздухе. Неслаженная работа коммунальных служб, повлекла за собой сбой температурного режима, дети вынуждены тепло одеваться даже в помещении. Тем самым ограничивая свободу движения и увеличивая время пребывания в статической позе.
Рис. 1 . Заболеваемость детей в течение учебного года
Анализ заболеваемости детей в течение учебного года показывает, что из 40 детей участвующих в эксперименте, 19 перенесли ОРЗ, причем 4 человек из них – повторно. Общая заболеваемость составила 47 %.
Количественная оценка заболеваемости показала, что для детей, болеющих в октябре – декабре, заболевания простудного характера более серьезное испытание, как в отношении функциональных затрат, так и продолжительности болезни (Рис. 1).
В сентябре, согласно оценочной таблице Л.И. Прохоровой (1986) тяжесть протекания болезни оценивается как «отлично». Количество заболевших детей в этот период составило 4.2 %. Это может быть обусловлено тем, что в сентябре еще высокая иммунологическая устойчивость детского организма за счет достаточного количества витаминов, значительного объема двигательной активности.
Продолжительность болезни с октября по декабрь составила в среднем от 10 до 16 дней. Течение болезни сопровождалось удержанием высокой температуры (до 39 о С) до 4 дней, кашлем и насморком. Согласно оценочной таблицы течения болезни Л.И. Прохоровой (1986), 29,4 % детей получили в этот период оценку «хорошо», а 29,4 % - «плохо» и «удовлетворительно».
Анализ метеорологических условий в этот период показывает на резкое снижение и повышение температуры воздуха, (перепады составляли в течение дня 7 - 10 о С) и наличие осадков в виде снега, переходящим в дождь.
Нестабильная обстановка в стране, и как следствие недостаточное обеспечение витаминами и неполноценное питание в дошкольных образовательных учреждениях и семьях привело к снижению иммунитета детей.
В январе – феврале наблюдается снижение заболеваемости в среднем до 2-5 дней. При этом переносимость заболевания и ее течение у основной массы детей находится на уровне оценки «хорошо». В это период наблюдается стабилизация погодных условий (температура воздуха не опускалась ниже 5-7 о С), постепенное увеличение светового дня и как следствие - дети больше времени проводили на прогулке, и хотя в школах был объявлен карантин, на заболеваемость детей-дошкольников он не повлиял.
Для марта-мая характерны единичные заболевания, которые протекали с оценкой «отлично». Это проходило на фоне достаточной нестабильности погодных условий и окончанием отопительного сезона в конце апреля, а также весеннего авитаминоза. Но вместе с тем, увеличение светового дня и соответственно двигательной активности детей смягчило воздействие отрицательных факторов.
Прочие статьи:
Игра при подготовке к изучению нового материала
На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.
Постановка игровой учебно-познавательной задачи, пред ...
Обучения рисованию в древнем Египте
Для того чтобы определить какими методами обучения пользовались педагоги рассмотрим особенности того периода.
В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строит ...
Особенности использования дидактического материала
в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудов ...