Учение как познавательная деятельность

Новая педагогика » Теория обучения » Учение как познавательная деятельность

Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Любен Николов же предполагает, что процесс деятельности также является средством достижения цели и на этом основании этот процесс не может выделяется в качестве отдельного, самостоятельного структурного компонента. Структура деятельности интересовала многих психологов, таких как: А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина. Несомненный интерес представляют рассуждения педагога В.П. Беспалько об “этапах деятельности”, созданный в 1977 году. Эти этапы деятельности следующие:

- ориентировочные действия (Од): выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям; осмысливание условий задачи, припоминание и выбор способа действия, инструмента и т.д.;

- исполнительские действия (Ид): преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат; это — этап, представляющий собственно выполнение операций, которые обеспечивают решение задачи, осуществление деятельности;

- контрольные действия (Кд): сравнивается результат действия с эталоном и целью;

- аналитический разбор итогов контроля об окончании деятельности (Кор) или о возврате на один из ее этапов — Од или Ид.

Структуру деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности (Дт) в частности символически можно изобразить в виде формулы:

Дт = Од + Ид + Кд + Кор1

Из этой структуры деятельности выделяют этап контрольных действий, без которого никакая учебно-воспитательная (т. е. педагогическая) деятельность немыслима. Контроль в функции обратной связи выступает необходимым компонентом при алгоритмизации обучения. В частности, в программированном, модульном и модульно-рейтинговом обучении контроль включается в каждый шаг обучения. Здесь без контроля обучение в принципе невозможно. Диагностическая функция контроля связана с установлением уровня знаний учащихся, степени успешности овладения ими учебным материалом, а также выявлением причин, которые обусловливают успехи или неудачи учащихся в учебной деятельности.


Прочие статьи:

Анализ урока физической культуры
Общие сведения Класс 11. Число учащихся - 20 человек и присутствующих из них на уроке – 15 учеников. Дата и место проведения: 03.02.11г. Спортивный зал Школы №4 г.Шуи Урок провёл: учитель физической культуры Шилова С.В. Урок анализировал: студентка ФФК ОЗО 1группы 4 курса Морозова С.С Подгот ...

Обучение диалогической речи
Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками. Е.Н. Со ...

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. К ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru