Рок-культура - понятие, которое достаточно долго в силу обстоятельств идеологии и внутренней политики государства оставалось в тени и считалось полузапретным - является неотъемлемой частью современной жизни, в том числе жизни современной молодежи и подростков.
Рок-культура - особый вид суб- или контркультуры, где движущей и организующей силой является рок-музыка. Рок-культура - это культура слушателей рок-музыки и потребителей продуктов индустрии, возникшей вокруг этой музыки (от звукозаписей до стиля в одежде и аксессуарах). Рок-культура противопоставляет себя культуре обыденной, позиционирует себя как антиэстетическую (или имеющую свою эстетику - как правило, агрессивную, вызывающую, идущую вразрез с общепринятыми представлениями о гармонии и красоте), деструктивную. Вместе с тем это агрессивное и деструктивное начало рок-культуры оказывается очень созвучно умонастроениям подростков, находящихся в так называемом переходном возрасте и переживающих сложные, подчас болезненные психофизиологические изменения организма.
Вместе с тем, возможно, именно через рок-культуру возможен диалог между поколениями. Среди нынешних взрослых немало тех, кто сам вырос на рок-музыке; причем эта музыка не является для нынешней молодежи чем-то совсем уж неизвестным.
Несмотря на свою популярность, рок-культура в своем музыкологическом и психолого-педагогическом аспекте остается практически не исследованной, хотя попытки исследования феномена рок-культуры (по крайней мере, в отечественной культурологии и социологии) делались еще в 1980-е годы. Рок-культура воспринимается исследователями как феномен социологический, эстетический, как один из зрелищных видов искусств, рассматривается наряду с такими явлениями, как перформанс, инсталляция, хэппенинг и другие проявления авангардизма в современном искусстве. Некоторое предубеждение музыковедов против рока свойственно не только отечественной, но и западной гуманитарной науке: так, в обширной французской монографии, посвященной року, подробно анализируются театральный, зрелищный аспект рока, взаимоотношения рока и "общества потребления", рока и масс-медиа, в то время как собственно музыковедческому анализу отводится всего несколько страниц (с.55-61), и то анализ этот грешит почти брезгливостью, и общий смысл его - что рок не является музыкой в полном смысле слова. Любопытно возникшее в этом отношении у автора статьи сопоставление рок-музыки с первыми ренессансными балетными спектаклями, в которых музыка также была чем-то вспомогательным по отношению к сценическому действию.
Актуальность данной работы объясняется как повышенным вниманием современных психологов и педагогов к рок-культуре (как явлению амбивалентному), а также необходимостью введения в программу музыкальных школ и школ искусств нового современного музыкального материала, интересного для учащихся и полезного в методическом аспекте, так и тем фактом, что в специальной литературе (в том числе музыкально-педагогической) внимание рок-музыке не уделяется вообще или уделяется недостаточно.
Предмет настоящей работы - восприятие рок-музыки современной молодежью в связи с особенностями психологии и самовосприятия этой возрастной категории.
Объект работы - рок-культура как явление прежде всего музыкальное, но с учетом психолого-педагогического аспекта.
Цель настоящей работы - на основе исследования теоретических работ и собранного в ходе общения с носителями рок-культуры фактического материала выяснить роль рок-культуры в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
на основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена;
на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением рок-музыкой;
дать необходимые рекомендации по поводу возможностей использования рок-музыки в целях музыкального и общего воспитания и образования молодежи и подростков.
Материалом для исследования послужили как теоретические сведения, содержащиеся в немногочисленных монографиях музыковедческого характера, так и работы из области общественных наук (культурологии, социологии, психологии), а также сведения, полученные непосредственно в ходе общения с информантами - носителями молодежной рок-культуры (30 человек от 1969 до 1992 г. р., 18 лиц женского пола и 12 мужского), представителями различных связанных с роком субкультур.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней на основании анализа литературы и фактографической информации даются рекомендации для возможного использования в музыкально-педагогичеких целях ресурсов, заложенных в рок-музыке.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы как в различных курсах программы детской музыкальной школы (от сольфеджио до специальности), так и в работе психологов.
Прочие статьи:
Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...
Комплексный подход к преодолению заикания
Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматр ...
Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы
Введение отметки в учебных заведениях
В России к отметочной системе обучения перешли позже, чем в Западной Европе. Но уже Михаил Васильевич Ломоносов хорошо понимал необходимость контроля за знаниями и стимулирования познавательных усилий учеников. Он много сделал для русской педагогики. Ломоносо ...