Социологический аспект молодежной культуры

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Социологический аспект молодежной культуры

Страница 1

Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала.

Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в "общество взрослых" существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традиционных центров формирования человеческой личности, осуществления процесса культурной преемственности поколений - семья - в значительной мере теряет свои позиции. Каждому новому поколению молодых людей при вступлении во взрослую жизнь приходится принимать ответственные решения, касающиеся выбора профессии, спутника жизни, ценностных ориентиров и т.д. в условиях, которые значительно отличаются от ситуаций родительской юности. Разнообразные (во многом - и коренные) перемены в образе жизни, производственной сфере вызвали и изменение в сознании молодого поколения.

С рок-концертами связаны и такие малоприятные ассоциации, как массовые истерии, феномен коллективного гипноза, стирание в сознании любых границ и рамок. Феномен массового фанатизма не в последнюю очередь связан с таким уникальным явлением, как группа "Битлз", о которой до сих пор идут дискуссии, к какому направлению ее относить (раннее творчество этой группы развивалось в направлении мёрси-бит, но впоследствии они выработали свой неповторимый стиль) и рок ли это вообще.

Некоторые рок-музыканты сознательно работали с магическими и психическими техниками, используя их в эстетических и философских целях. Так, Джимми Хендрикс, по своему собственному признанию, стремился писать музыку, изменяющую сознание, внести фундаментальные изменения в разум людей, считал музыку видом магии - вместе с тем он старался, чтобы эта магия использовалась не во зло, а в целях изменить мир к лучшему.

По-разному можно относиться и к тому факту, что подавляющее большинство современной молодежи и подростков не выходят из дома без плейера - кассетного или CD - и наушников, чтобы не расставаться с музыкой полюбившихся исполнителей.

В этом можно видеть нечто наподобие зависимости (сродни алкогольной, табачной или наркотической); кроме того, постоянное "прокручивание" текстов, несущих определенную идеологическую нагрузку, воздействует исподволь на образ мыслей слушателя, и подросток начинает думать клише и штампами из рок-текстов.

Наконец, рок-культура с ее идеологией саморазрушения воздействует на подростка так, что он начинает скептически относиться к элементарным требованиям гигиены, начинает курить, пить или даже употреблять наркотики (потому что так принято в его "тусовке", объединяемой любовью к той или иной группе, или потому, что так делает или делал его кумир - причем то, что зачастую этот кумир давно умер, служит дополнительным стимулом для подражания). Но тексты рок-групп могут оказывать и безусловно положительное влияние (об этом см. в п.2.2.3).

Отдельно можно выделить такое направление как социология рока. В не меньшей степени это относится и к социологическим исследованиям отечественной рок-музыки, которые смыкаются с исследованиями молодежных неформальных движений и субкультур.

Психология подростка связана с особенностями того возрастного состояния, в котором он находится (так называемый переходный период, характеризующийся серьезными изменениями в физиологии и психологии). Исследователи выделяют 11 типов личностной акцентуации у подростков.

1. Гипертимный. Особенности - постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность, предприимчивость, отказ подчиняться чужой воле, нежелание соблюдать правила и законы и т.д.

2. Циклоидный. Чередование субдепрессивных фаз (вялость, упадок сил, повышенная раздражительность) и гипоманиакальных (повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям).

3. Лабильный. Крайняя изменчивость настроения (малейшая неприятность способна вызвать депрессию и наоборот); от текущего настроения зависят самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. Астено-невротический. Отличительные черты: капризность, болезненность, страхи, заикание, повышенная утомляемость, фиксация на состоянии здоровья.

5. Сенситивный. Характеризуется повышенной впечатлительностью, чувством собственной неполноценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Цели, задачи, организация экспериментального исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось изучение пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Задачи: 1.Исследование пространственных представлений ...

Методические разработки по теме «Сила тяжести»
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Сила. Сила тяжести. Явление тяготения" Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, её графическое изображение силы и познакомиться с первой силой - силой тяжести и её проявлениями. Отработка и з ...

Особенности связной письменной речи учащихся старших классов школ VIII вида
Теоретические и методические основы разработки проблемы формирования у умственно отсталых детей умения последовательно и связно выражать своих мысли, пользуясь устной и письменной речью, представлены в ряде исследования. М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, М.П. Феофанов психологически обосновывают некото ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru