Целью коррекционно-логопедической работы является обеспечение благоприятных условий лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка и максимально возможное преодоление нарушения просодических компонентов речи с использованием музыкальной терапии у заикающихся детей с врожденным гипотиреозом.
При разработке системы дифференцированной логопедической работы учитывались следующие общедидактические принципы:
- принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего курса коррекции просодики у заикающихся с использованием музыкотерапии, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса;
-принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения;
-принцип доступности и индивидуального дифференцированного подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса.
А также научность и последовательность в работе. Работа, строилась с максимальной опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы с включением биологической обратной связи.
Большое значение в процессе организации обучающего эксперимента имели основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику разрабатываемой проблемы:
- принцип учета механизма нарушения темпо-ритмической организации речи;
- принцип комплексного воздействия – проявляется с одной стороны во взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия (дети с врожденным гипотиреозом постоянно находились под наблюдением эндокринолога, невропатолога, по необходимости кардиолога, отоларинголога, гастроэнтеролога, при этом регулярно получали логопедическую помощь), с другой стороны предполагает воздействие на все нарушения, выявленные в процессе эксперимента;
-онтогенетический принцип - учет общих и специфических закономерностей развития просодических компонентов речи у детей и подростков с заиканием;
- принцип дифференцированного подхода – учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с врожденным гипотиреозом, наличие отклонения в психофизическом развитии, степень нарушения темпо-ритмической организации речи, интонационно-мелодических компонентов;
- принцип поэтапности – сначала формировались условия для коррекции просодических компонентов речи, затем осуществлялась система упражнений для преодоления данного нарушения.
- принцип активности и сознательности обучения реализовывался через систему игровых приемов, которые способствовали выработке у детей активной позиции, положительной направленности на занятия с логопедом и стойкой мотивации к деятельности на уроке.
- результативность модели коррекционного воздействия достигалась благодаря базированию на принципах этапности и концентричности. Программа обучения предполагала работу в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. На каждом следующем этапе задачи усложнялись.
- наиболее важным являлся принцип индивидуального подхода, так как дети с врожденным гипотиреозом неоднородны по своему составу.
Музыкально-терапевтическая программа должна строиться на основе нескольких основополагающих принципов:
- принцип этнокультурного соответствия. При составлении музыкально-терапевтической программы необходимо учитывать особенности музыкального восприятия и использовать музыкальный материал привычный и понятный детям;
- принцип эмоционального комфорта. Прослушиваемая музыка непременно должна вызывать удовольствие и душевный комфорт. Хорошо комбинировать музыкально-терапевтические программы со звуками природы: шум морского прибоя, пения птиц и т. д.;
Прочие статьи:
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...
Подбор игрушек для разных возрастных групп
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают ок ...
Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...