Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью

Страница 1

Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.

Как справедливо отмечала еще в 1980е годы видный специалист по музыкальной педагогике Е.В. Давыдова, в настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как традиционные методики ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха). Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки. Таким "расширяющим" материалом могут послужить не только произведения академической музыки XX века или джаз (уже достаточно прочно вошедший в программу обучения в детских музыкальных школах), но и произведения рок-музыки. Ценным в этом отношении является то, что, рок-музыку учащиеся охотно слушают по собственной инициативе, им не нужно прививать любовь к ней; учащиеся самостоятельно собирают о полюбившихся группах материал не только биографического, но и иногда музыковедческого характера, не только активно слушают рок, но и пытаются воспроизводить его голосом или на инструменте (чаще всего гитаре или клавишных инструментах), обращая внимание на особенности мелодики, лада и гармонии. Музицирование в подражание образцам классического рока приучает начинающих музыкантов к необычным ладам (например, блюзовой пентатонике), нестандартным размерам (7/8, 5/4), достаточно редко встречающимся в академической музыке; возможно, музицирование в подражание образцам рок-музыки, с их жестким и четким ритмом, помогает выработке чувства ритма, столь необходимого музыкантам любого направления. Практически полное отсутствие нотного материала и возникающая вследствие этого необходимость воспроизведения полюбившихся образцов рок-музыки со слуха (редко - с опорой на так называемую табулатуру (см. ранее) или буквенные обозначения аккордов) исподволь развивает у юных музыкантов ладовый, мелодический и гармонический слух, так как иногда возникает необходимость подбирать к понравившейся песне аккорды самостоятельно (в свою очередь, эти аккорды являются часто не просто обычной схемой T53 - S53 - D7 - T53, а включают в свой состав секст - и септаккорды, обращения септаккордов, нонаккорды, уменьшенные и увеличенные аккорды).

Возможно, игра на гитаре не по нотам, а по табулатуре (использование вместо нотоносца схематического изображения гитарных струн, где высота ноты обозначается номером лада, на котором нужно зажимать данную струну; обозначения длительностей сохраняются), столь распространенная в роке, может тоже быть полезна, так как у начинающих музыкантов чтение нот вызывает некоторые проблемы. Однако, в будущем, возможно, таким музыкантам трудно будет переучиться читать ноты с обычного нотоносца.

Исполнение рока может быть использовано и при тренировке других качеств, необходимых музыканту - ансамблевого музицирования и импровизации. Юные музыканты охотно создают группы в подражание своим кумирам, играя рок-музыку самых разных направлений.

Рок-музыка, особенно "тяжелая", с ее мрачными текстами, суровой гармонией, избыточно громким звучанием, может оказывать на организм подростка амбивалентный эффект. С одной стороны, рок-тексты, наполненные тематикой вражды, ненависти, богохульства, убийства и самоубийства, чей отрицательный эмоциональный заряд усиливается соответствующей инструментовкой и исполнением, могут быть восприняты подростком как прямое руководство к действию. Особенно опасен в этом отношении пример кумиров молодежи - Кобейна, Моррисона, Дягилевой, Башлачева и других, которые либо рано умерли, либо покончили с собой, давая тем самым пагубный пример своим юным поклонникам. Общеромантический концепт ранней смерти как чего-то желанного и прекрасного в роке, таким образом, приобретает особое звучание.

Вместе с тем, как отмечают многие психологи, разговоры о смерти, самоубийстве, о том, что пугает и беспокоит - "проговаривание" всего этого - во многом снимает реальную угрозу суицидальных действий со стороны подростка. Таким образом, прослушивание депрессивной и мрачной рок-музыки вызывает у подростка своеобразный "катарсис", и через сопереживание персонажу песни подросток (полностью или частично) избавляется от гнетущих и страшных мыслей. Игра в смерть спасает от настоящей смерти; происходит своеобразный "обряд инициации" - то есть переживание переходного состояния как символической смерти и воскресения.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а п ...

Основные понятия групповой и фронтальной работы на уроке. Виды групп
Форма работы – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в педагогической де ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru