Джаз-рок
Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 - 1968). Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых инструментов - трубы, саксофона и тромбона. Тем не менее, очень родственная музыка этих двух ансамблей породила новую, широко распространившуюся традицию аранжировки, когда при небольшом количестве духовых (3-4 инструмента) в сочетании с клавишными и гитарами за счет широкого расположения аккордов удается создать впечатление звучащего биг-бенда.
Несмотря на то, что сначала между рок - и джазовыми музыкантами была достаточно жесткая конфронтация, среди джазменов нашлись те, кто увидел возможность возрождения популярности джаза у молодежи за счет принятия эстетики, ритмики и технологии рок-музыки. Одним из первых в этом отношении был выдающийся джазовый трубач Майлз Дэвис. Кроме него, в области джаз-рока работали пианисты Чик Кориа, Кит Джеррет, гитаристы Джон Маклафлин, Карлос Сантана, скрипач Жан-Люк Понти и др. Величайшее мастерство этих музыкантов позволило им заметно повлиять как на рок-исполнителей, так и на джазистов.
Рок и симфоническая музыка
Об этом говорилось ранее (см. параграф о прогрессив-роке). Первые примеры использования симфонизма в оркестровках или перехода к камерному звучанию есть, например, у Beatles (She’s Leaving Home); еще один ранний пример контакта рока и академической музыки - концерт 1969 г. а Альберт-Холле с совместным участием Королевского филармонического оркестра и группы Deep Purple. При этом и рок-музыка могла оказывать влияние на академическую (см. высказывание композитора-новатора Э. Артемьева, цитируемое А. Бурлакой и А. Запесоцким).
Рок-опера
Рок-опера - пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп - и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке.
Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер "Иисус Христос Суперзвезда" (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), "Кошки" (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), "Призрак оперы" (по мотивам готического романа Г. Леру) айсом в 1970х-1980х гг. ся Э.Л. Уэббер, в соавторстве с либреттистом Т. ыке. ссовой культуры. ганизм подростка амбивалентный эф и др.
В России первой рок-оперой стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина (1970е); подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова, своей популярностью обязанные (как и "Иисус Христос Суперзвезда") не только музыке и сюжету, но и ореолу скандальности, окружавшему первые их постановки.
В современной российской и западной музыке жанр рок-оперы практически "вымер", уступив место мюзиклу. Последняя не очень удачная попытка реанимировать жанр рок-оперы - проект 2004 года "Эльфийская рукопись" с участием нескольких видных отечественных метал-, панк - и трэш-групп.
Прочие статьи:
Социологический аспект молодежной
культуры
Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала.
Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в "общество взрослых" существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традицион ...
Использование педагогической системы А.С. Макаренко в
процессе подготовки будущего учителя
В процессе подготовки будущего учителя, который стремится к высокому уровню педагогического мастерства, важную роль играет яркий жизненный пример педагога, который стал известным благодаря педагогическому совершенству. Конечно, судьбы всех педагогов отечественной и мировой педагогики есть довольно ...
Речь воспитателя и педагогические требования к ней.
Пути совершенствования речи педагога
Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.
Речь педагога должна быть эталоном для детей. ...