Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков чтения и письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растёт, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер.
Нарушения письма является самым распространённым дефектом речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства речи и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка.
Последние статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательных школах и гимназиях показали, что в обычных школах число детей с дисграфиями составило 37%, а в гимназиях -20%. Данные цифры подтверждают, как высока распространенность дисграфии в общеобразовательных школах и то, что многие дети «пронесли» её через всю начальную школу. Интересными являются исследования, направленные на выявление предпосылок дисграфии у школьников 7-8 летнего возраста. Анализ полученных данных показал, что устойчивые предпосылки возникновения того или иного вида дисграфии были выявлены у большего числа детей (от 10,5 % до 55,5%). Данные статистического исследования свидетельствуют о том, что более половины детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.
Изучением особенностей развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев. Авторы подчеркивают необходимость системной работы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.
Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.
Объектом исследования являются особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и чтения.
Предметом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, что приводит к дисграфии.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ педагогической литературы по данной проблеме.
2. Подбор методик для проведения экспериментального исследования.
3. Формирования фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.
4.Оценка эффективности, анализ полученных результатов.
В эксперименте принимали участие учащиеся 2 класса КО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды, посещающие логопедические занятия.
Структура выполнения квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа на тему «Преодоление специфических ошибок письма у школьников с системными нарушениями речи» состоит из:
- Введения, в котором обозначена актуальность исследования, определены предмет, объект исследования, сформированы цели, задачи.
- Главы 1, в которой дана характеристика этапов речевого развития в онтогенезе, понятие «дисграфия», её причины, основные симптомы, виды дисграфии.
- Главы 2, в которой определяются цель и задачи экспериментального исследования, описание экспериментальных методик предлагаемых Т.А. Фотековой, анализ результатов констатирующего эксперимента.
- Главы 3, в которой описывается содержание коррекционной работы по формированию фонематического анализа и синтеза у младших школьников.
- Заключения, списка литературы и приложения.
Прочие статьи:
Понятие экономической культуры
Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государствен ...
Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, ...
Подбор игрушек для разных возрастных групп
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают ок ...