Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстройство. Ее наличие не означает снижение обучаемости вообще. Страдают вполне определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Степень выраженности дисграфии может быть различной (один вид ошибок или многообразие ошибок)
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.
Причины вызывающие дисграфию:
1) Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка, патологии беременности, травматизация плода, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
2) Социально-психологические. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и т.д.
Некоторые ученые выделяют социальные и средовые факторы дисграфии:
1. завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности;
2. возраст начала обучения грамоте;
3. методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Для удобства их систематизации, в целях лучшей организации коррекционного воздействия И.Н. Садовниковой был применен принцип поуровневого анализа специфических ошибок. Это позволило автору выделить три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
1. Группа ошибок - ошибки на уровне буквы и слога.
а) Ошибки звукового анализа.
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв или слогов.
б) Ошибки фонематического восприятия.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. При письме мы обнаруживаем смешение букв. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
- нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
- нечетком различении звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство.
в) Смешение букв по кинетическому сходству.
Исследователи традиционно объясняют любые смешения либо акустико-артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв - равно для чтения и письма. Такое смешение букв не связано ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют тенденцию к росту и при отсутствии коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.
г) Персеверации, антиципации.
Персеверации - застревание, антиципации - предвосхищение: это когда согласный, а реже гласный - заменяет вытесненную букву в слове.
2. Группа ошибок – ошибки на уровне слова.
Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Прочие статьи:
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути ...
Основные музыкальные способности и их развитие
Б.М. Теплов выделил три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что тоже, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивн ...
Анализ структуры учебного занятия
Цель занятия: обучающая – ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля; развивающая – развитие навыков логического мышления, сравнения и обобщения; воспитательная – ориентация на приобретаемую специальность; методическая – освоение и реализация современных технологий об ...