Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопроса формирования представления о цвете как выразительном средстве у будущих дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области. Необходимость формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов, в первую очередь внутренних психических процессов, формирующих цветовое восприятие, т.е. необычный взгляд на обычные вещи, подчеркивается многими учеными:
Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, Н.Н. Ростовцева, Е.А. Флериной, Н.Н. Сакулиной, Т.С. Комаровой. В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности.
Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследовались в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов: Б.Г. Ананьева, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.И. Киреенко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М. Люшер.
Базыма Б.А. в своей монографии: «Психология цвета. Теория и практика» освещает различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека, рассматривает историю развития цветовой символики, описывает психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Так же он анализирует факторы и механизмы цветовых предпочтений, приводит обширные данные об особенностях восприятия и отношение к цвету при психических заболеваниях, обсуждает актуальные вопросы цветовой психодиагностики.
Люшер М. разработал основы функциональной психологии цветовосприятия, выявил определенную зависимость между восприятием различных цветов и психологическим состоянием человека.
Отдельные положения о колористической культуре необходимой для художественно-дизайнерской практики рассматривались в трудах Я.П. Виноградова, В. Гропиуса, А. В.Ефимова, Й. Иттена, JI. H. Мироновой, Е.С. Пономаревой, а также в некоторых диссертационных исследованиях: Ж.С. Кенесариной, А.В. Новиковой, О.Н. Семенюк и др.
По их мнению, колористическая культура - это совокупность специфических достижений общества и науки, в которых нашло отражение многообразие роли цвета и его воздействия на среду обитания человека. Колористическая культура представляет собой слагаемое эстетической культуры общества и является элементом любой профессиональной культуры, связанной с художественно-изобразительной практикой .
Исследования зависимости восприятия цветотоновых отношений от психофизиологических особенностей развития личности занимались видные ученые, физиологи, психологи, педагоги: В.С. Кузин, И.П. Павлов, Б.Г. Ананьев, А.И. Богословский, В.И. Кириенко, Р. Арнхейм, Р.Г. Натадзе, Е.И. Игнатьев, и многие другие. Цвет, по мнению этих ученых, оказывает влияние на мыслительную, эмоциональную и чувственную сферу человека, вызывает сложные и глубокие переживания.
В.С. Кузин выделяет осмысленность и избирательность, как характерные черты любого восприятия человека. Осмысленность проявляется с самого начала процесса восприятия объектов и явлений действительности. Человек стремится, опираясь на свои знания и практический опыт, определить, что это такое или как это будет в данном предмете. А избирательность восприятия ярко проявляется непосредственно в процессе изобразительной деятельности .
В книге Марка Фершилда «Цветовые модели» особое внимание уделяется главным проблемам науки о цвете. По мнению автора, основная задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы научиться прогнозировать цветовое восприятие стимулов, воздействующих на зрительную систему человека. Автор уверен, что модели цветового восприятия призваны поднять колориметрию на новый уровень.
Прочие статьи:
Роль тестов в формировании грамматических навыков
Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Формирование навыков ...
Психические функции и формирование ориентации на слово
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. ...
Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка ...