Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Страница 1

В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. Критерием отбора данной серии игр являлась их занимательность для школьников и простота их подготовки и исполнения на уроке истории. Игры описываются на примерах какой- либо темы из курса истории. Но это не значит, что игра не может быть проведена по другой теме или правила могут быть изменены.

Предлагаемые игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснять правила игры, они знакомы им. Отдельные игры можно провести при изучении нового материала, для этого детям не нужно заранее владеть исторической информацией, они овладеют ею в процессе игры. Некоторые игры проводятся на основе знаний одного параграфа, что удобно для применения этих игр не только на уроках обобщения, кружковых и факультативных занятиях, но и непосредственно на уроках истории.

Есть игры, которые включают в себя несколько этапов. Их целесообразно проводить закрепляя материал, пройденный за большой период времени (четверть, полугодие, год). Эти игры состоят, как бы, из нескольких игр сразу – каждый этап – новое задание.

Словесно-логические игры

Это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, факторов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.

К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции.

Сколько бы раз игра не повторялась, для всех ее участников она проходит как бы в первые, так как предоставляет совершено новые препятствия, трудности. Их преодоление в субъективном плане воспринимается как личный успех и даже как некоторое открытие себя, своих возможностей, ожидание и переживание радости. В этой мотивации игровой деятельности («хочу», «надо», «могу») заключен, очевидно, основной механизм ее влияние на личность.

Динамичность этих игр проявляется в мобильности формы. Эти игры не привязаны к какой-то конкретной теме, как, например, какая-нибудь головоломка или кроссворд. Кроссворд может быть использован только с конкретными вопросами по определенной тематике. Если использовать другие вопросы, то и сам кроссворд изменится. Одну и ту же словесно - логическую игру можно проводить много раз, и всегда она будет интересной. Наиболее известные неисторические игры такого типа – «В города» (последовательно называть названия городов так, чтобы название каждого последующего города начиналось с той буквы на которую оканчивается предыдущий: МосквА, АрхангельсК, КраснодаР, Рязань и т.д.) или «Я садовником родился».

По времени предлагаемые игры занимают при хорошей организации в среднем от 7 до 30 минут времени, то есть это часть урока, а не весь урок.

Аукцион

Тот, кто увлекается историческими играми, знает, что есть много вариантов игры «Аукцион». Ниже приведены два из них.

Вариант 1

После того, как пройдет один из исторических периодов, например, «Эпоха Ивана Грозного», на уроке обобщения можно предложить ребятам игру. «Продается» оценка «5» или приз. Каждый из учащихся может «купить» ее. Для этого нужно, подняв руку, назвать любое исторические лицо, жившие в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые времена не должны повторятся, повторившийся участник выбывает из борьбы. Каждое названое имя может записываться на доске (для этого назначается специальный ученик) и в тетрадях учащихся (что с одной стороны, делает более эффективным повторения, с другой, вносит в игру больше порядка). Если лицо, которое назвал учащийся, малоизвестно, то учитель может попросить назвавшего сказать о нем несколько слов. Если после очередного названого имени возникает пауза, учитель медленно ударяет молотком три раза, ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя исторического героя, после чего до третьего удара молотком никто другой не произнесет уже никакого нового имени. Победитель получает оценку «5» (или приз).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Классификация игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями. 1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных игр ...

Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Конец XX века характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации. В этой связи появляются новые требования к системе и качеству образования. ...

Методика и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента
Наше исследование проводилось в 3 «В» классе школы №960 Северо – Восточного округа г. Москвы у учителя Голубевой Анастасии Владимировны. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2011 год, в котором приняли участие один экспериментальный класс 3 «В» (23 ученика) и один контрольный 3 «Б» (24 ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru