Теоретическое обоснование методики

Страница 1

Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Придерживаясь в работе принципа от сложного к простому, рекомендуем сначала предлагать ребенку игры и упражнения более сложного (3) уровня. Если ребенок выполняет задание самостоятельно или с помощью учителя, то работа продолжается с материалом этого уровня. При возникновении затруднений ученику предлагается выполнение упражнения 2-го уровня сложности. Если ребенку недоступны игры и упражнения этого уровня сложности, то в работу включается материал 1-го уровня сложности.

Таким образом можно определить, с материалом какого уровня сложности надо начинать работу по преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

Первый этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова:

- вычленение первого ударного гласного из слова;

-вычленение последнего ударного гласного из слова;

- вычленение первого согласного из слова;

-определение последнего согласного в слове;

-определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам.

Первый этап. Выделение звука на фоне слова.

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово.

Например: го (ра), ко (ра), вед (ро), ша (ры), топо (ры), забо (ры), кама (ры).

Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук;

6) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

7) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

8) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук

(с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук [р] и дополняют предложение соответствующими словами:

Мама посадила на грядке…(свекла, лук, морковь). В цирке мы видели…(лев, тигр, слон). На клумбе расцвели…(маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

9) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова.

Вычленение первого ударного гласного из слова.

1. Определить первый звук в словах: ослик, искра, ужин, узел, обувь, удочка, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, окунь, утро, иней, имя, яблоко.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа
Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их р ...

Значение термина «развивающая среда» в работах педагогов и психологов
Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле. В самом широком контексте разви ...

Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума. Сенека Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации. Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru