Анализ исследования просодической стороны речи после обучения показал достаточно высокий результат по сравнению с предыдущим обследованием: у детей улучшилась мелодико-интонационная выразительность речи, голос стал достаточно модулирован по высоте и силе, в хорошем состоянии ритмичность речи.
Сравнительный анализ просодической стороны речи до и после проведения коррекционно-логопедической работы представлен в виде графика (Рис. 21). Графики на каждого ребенка см. Приложение 1.
Рис. 21 Сравнительный анализ сформированности просодической стороны речи до и после коррекционной работы
а – дыхание г – тембр и логическое ударение
б – темпо-ритмическая организация д – высота голоса
в – интонация е – сила голоса
После проведения комплексной коррекционной работы, включающей музыкотерапевтические занятия, предусматривающей воздействие на речь, моторику, просодику заикающихся детей с врожденным гипотиреозом, можно отметить значительное улучшение динамический координации движений рук, состояния темпо-ритмической стороны речи, просодических компонентов речи, а так же общей и артикуляционной моторики. Улучшилась в целом координация и переключаемость.
Мы можем отметить, что после проведенной коррекционно- педагогической работы не было выявлено ни одного случая тяжелой степени заикания, 4 человека имели легкую степень, 2 человека – среднюю, а 1 испытуемый избавился от заикания.
Темп речи, у большинства заикающихся, нормализовался - 60% от всей группы, с ускоренным темпом речи осталось 40% детей, замедленного темпа речи не было выявлено ни у кого.
После курса коррекционно-педагогических мероприятий повысился эмоциональный фон, работоспособность воспитанников, а утомляемость снизилась.
Обращает на себя внимание тот факт, что улучшение состояния речи совпадает с улучшениями в состоянии общей моторики. Это еще раз подтверждает зависимость состояния речи от состояния общего мышечного тонуса.
Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых направлений и позволяют говорить о необходимости их использования в коррекционной работе с заикающимися детьми с врожденным гипотиреозом, имеющими нарушение просодической стороны речи.
Представленная нами работа посвящена проблеме преодоления заикания и коррекции просодической стороны речи с помощью музыкальной терапии в комплексе с другими коррекционно-педагогическими мероприятиями.
Изучение теоретического, естественнонаучного обоснования, методологической основы музыкотерапии и поэтапное, дифференцированное использование её в коррекции заикания у детей школьного возраста определили актуальность данной работы.
Целью данного исследования являлось определение роли музыкотерапевтических занятий в преодолении заикания у детей школьного возраста через комплексное психологическое, медицинское и логопедическое воздействие.
Предметом исследования являлось изучение коррекционного воздействия музыкальной терапии на процесс формирования темпо - ритмических и интонационно – мелодических навыков, преодоление недостатков моторной функции, эмоционального развития у заикающихся школьников.
Объектом нашего исследования явились особенности формирования темпо-ритмической организации речи в процессе коррекционно-логопедической работы и музыкотерапевтических занятий в группе заикающихся детей школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что предложенная в коррекционной работе система музыкотерапевтических занятий в комплексе с другими лечебными, педагогическими и психологическими мероприятиями по преодолению заикания у детей школьного возраста будет способствовать улучшению темпо-ритмической организации и мелодико-интонационной стороны речи; расширению круга речевой активности, преодолению логофобий, активизации эмоций, снятию эмоционального напряжения и других психологических проблем, возникающих как следствие логоневроза.
Прочие статьи:
Характеристика учебной деятельности младших школьников. Учебные достижения
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями .
Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое с ...
Основные методы и приемы работы с задачей в начальной школе
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой сит ...
Принципы логопедической работы. Направления и
содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому ...