Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Страница 2

В ходе научно-практической конференции, проведенной Министерством образования Российской Федерации в Москве 3 декабря 2001г., помимо проблем преподавания новейшей отечественной истории, обсуждение коснулось всех разделов отечественной и зарубежной истории, и их обеспечения учебной литературой. В своих выступлениях первый заместитель министра образования РФ А.Ф. Киселев и вице-президент РАН Н.А. Платэ подчеркнули, что сегодня невозможна единая концепция новейшей отечественной истории. Есть различные точки зрения в исторической науке, и они должны иметь право на жизнь.110 Директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров сказал о том, что любое историческое событие необходимо оценивать с позиции исторического процесса». Директор Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян отметил необходимость первостепенного внимания в содержании учебников к истории повседневной жизни.112

Очевидно, что вышеназванные требования относятся, прежде всего, к будущим учебникам, учебникам вузов XXI века. Тем не менее, важно дать хотя бы общую оценку современных учебников по различным историческим дисциплинам, не вдаваясь в детальный разбор каждого из них, тем более что на большинство из них были даны рецензии, подчас не однозначные, на страницах исторических журналов.

В целом отметим, что учебники для вузов в 90-е годы стали писать с разных методологических позиций: формационного, цивилизационного или их сочетания. Других теоретических подходов практически не наблюдается. В учебниках сократились разделы об экономике, революциях, войнах. Появились главы и темы о развитии культуры, повседневной жизни и религии (правда, в основном в учебниках по древней и средневековой истории). В учебниках по отечественной истории XX века, по новой и новейшей истории Запада, как правило, преобладают политические сюжеты, практически нет глав об историческом создании и путях формирования менталитета в России и зарубежных странах. В учебниках по отечественной истории почти не просматривается мировой контекст.

Учебники стали издаваться в ярких обложках, но цветных иллюстраций, дидактического материала, документов одновременно с авторским текстом в учебниках по новой и новейшей истории, как и раньше, не даётся. До сих пор нет добротных хрестоматий и практикумов по новой и новейшей истории зарубежных стран и специальным историческим дисциплинам.

Эти замечания в разной степени относятся к учебникам, по которым ныне учатся студенты вузов. Студенты исторических факультетов Северного Кавказа в настоящее время используют учебники и учебные пособия как изданные в центре, так и на местах. По отечественной истории из центральных изданий наиболее широко используются учебники и учебные пособия: «История России в древнейших времён до наших дней» (Авторы: Орлов А.Е., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохин Г.А.); «История России с древнейших времён до 1861 года» / Под редакцией Н.И. Павленко; «История России XX век» (Авторы: А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин); «Новейшая истории России (1945-1999 гг.)» / Под редакцией А.В. Безбородова и др.

На занятиях используются хрестоматии по истории России в 2-х книгах (составители И.В. Бабич, В.Н. Захарова, В.И. У колова); хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней (составители Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.Н. и другие). В этих учебниках и учебных пособиях стало больше внимания уделяться географическому фактору, социальным отношениям, духовной культуре. Хотя далеко не все проблемы, поставленные современной исторической наукой, нашли отражение на страницах вузовских учебников, кроме того, из отечественной учебной литературы выпала история стран СНГ - ближайших соседей и партнёров России.

По всеобщей истории четвертым изданием опубликован учебник В.И. Кузищина «История древнего мира», а также «История средних веков» под редакцией СП. Карпова, «Новая и новейшая история стран Европы и Америки» под ред. Е.Ф. Язькова, «История южных и западных славян» редакцией Г.Ф. Матвеева, З.В. Ненашева и «История Востока» - автор Л.С. Васильев. В названых учебниках стало больше внимания уделяться складыванию наций; гражданского общества, общественно-культурным процессам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве» Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ. Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...

Виды контроля учебных достижений учащихся начальных классов
обучение учебный достижение контроль Поточный контроль осуществляется на всех макроэтапах процесса поурочного изучения темы. Особенности этого вида контроля состоит в том, что он является компонентом процесса овладения темой урока. Это обозначает его основные цели: установление и оценивание уровн ...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru