Изучаемый период ознаменовался также широкой публикацией результатов научно-педагогической деятельности преподавателей, т.е. публикацией учебников, научно-методических пособий и статей. В 2000 году Кубанский госуниверситет опубликовал 1583 издания, из них 99 учебников и учебных пособий, Ростовский госуниверситет - 2721, из них 78 учебников и учебных пособий, Ставропольский госуниверситет - 1567, из них 57 учебников и учебных пособий, Ростовский госпедуниверситет — 862 издания, из них 129 учебника и учебных пособия и т.д. . Целый ряд учебников и пособий издано с грифом У МО или Министерства образования РФ, и тысяча статей опубликовано в зарубежных изданиях.
Анализ количества изданных учебников и учебно-методических пособий, изданных в регионе за последние несколько лет позволяет сделать вывод, что научно-методическая работа наиболее основательно велась в Ростовском, Кубанском, Ставропольском госуниверситетах, а также в Ростовском госпедуниверситете, - в этих вузах опубликовано в совокупности более чем 6,5 тысячи учебников, учебных пособий и статей. Они же идут впереди и по публикации статей в зарубежных изданиях, что говорит о высоком уровне состояния в них научно-методической работы, в том числе и по истории.
Остановимся на характеристике научно-методической работы исторических факультетов региона. Структура исторического факультета РГУ, значительно усложнившаяся за последние 10 лет, сейчас насчитывает 9 кафедр: археологии, древнего мира и средних веков; исторической политологии; новой" и новейшей истории; отечественной истории новейшего времени; отечественной истории периода феодализма и вспомогательных исторических дисциплин; отечественной истории Х1Х-начала XX веков; историографии, источниковедения и методологии истории; политической истории; отечественной истории средних веков и нового времени.
Факультет под руководством декана, профессора И.М. Узнародова осуществляет подготовку по следующим специальностям: 520700 - история, история общественных движений и политических партий, археология и регионоведение. Специализация студентов старших курсов осуществляется в виде магистерской подготовки.
В основе организации учебного процесса на факультете лежит учебный план и опубликованные программы всех дисциплин, изучаемых студентами стационара и ОЗО. Эти издания подготовлены при содействии заместителя декана факультета Г.Ю. Магакова, вручаются в начале семестра всем студентам, и они самостоятельно могут строить траекторию своего обучения. Сложившаяся на историческом факультете РГУ система методического обеспечения учебных курсов представляет собой модульную организацию преподавания, когда по каждому из читаемых курсов чётко определено его содержание в виде логически завершённых блоков, их технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с учебными целями .
Помимо крупных изданий, большая часть преподавателей РГУ опубликовала методические рекомендации по отдельным курсам124 важность которых состоит в том, что они помогают студентам вырабатывать навыки самостоятельной работы, готовиться к зачётам. Так, например, программа спецкурса «Власть и российская интеллигенция в XIX - 30-е тт. XX в.», разработанная кафедрой истории общественных движений и политических партий России, опирается на уже наработанный опыт кафедры преподавания этой тематики и построена по хронологическому принципу. Она рассматривает взаимодействие политической власти и интеллигенции в годы гражданской войны, в условиях новой экономической политики и во время формирования тоталитарного политического режима. При этом анализируются численность, материальное положение, социальный статус, основные профессиональные группы, квалификация, социально-политические воззрения и нравственный облик. Программа завершается тематикой докладов, рефератов и списком литературы125. Представляется, что такой спецкурс познакомит студентов с современными методологическими подходами и теоретическими аспектами темы, современной отечественной и зарубежной историографии о проблемах взаимоотношения власти и интеллигенции в России конца XIX — середины XX вв.
Прочие статьи:
Общая характеристика круга чтения младшего школьника
чтение школьник литературный развлекательный
Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудн ...
Современные педагогические технологии
Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формирует ...
Способы организации группы
Классная комната может быть приспособлена для облегчения различных видов взаимодействия и возможные трудности могут быть предотвращены при помощи тщательного планирования.
В тех случаях, когда мебель прикручена к полу, О’Рейли дает несколько рекомендаций преподавателю, который готов вытерпеть нек ...