В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития. Ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Но дети, как известно, учатся в разных видах деятельности – в игре, в труде, в спортивных занятиях и тому подобное. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Незрячие дети, как и видящие, стремятся к игровой деятельности, но менее подвижный образ жизни, бедность личного опыта приводят к тому, что их игры значительно отличаются от игр нормально видящих детей. Бедноту игровой деятельности слепого ребенка отмечали многие отечественные и зарубежные тифлопедагоги. А.И. Скребицкий считает, что развитие слепого ребенка замедляется в связи с отсутствием в его жизни игр. “Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем так называемых игр, становится для него потерян”, – говорит он. И далее: “Не видя ни игр, ни играющих, слепой ребенок лишен той радости, которую доставляют они зрячему сверстнику”.
Однако в его работах появляются высказывания о том, что он глубоко верил в возможности полноценного развития слепого ребенка путем строго продуманного и систематического вовлечения его в активную самостоятельную деятельность, начиная с младшего дошкольного возраста. Для того чтобы стать средством формирования личности слепого ребенка, игра должна быть его ведущей деятельностью и развиваться в соответствии с его возрастными особенностями. В обучении игре видящих детей огромное значение имеет подражание играм старших товарищей, деятельности взрослых. Слепые дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной работы взрослого воспитателя. Причины этого – отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность слепых детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками. Как отмечают авторы, изучающие особенности развития слепого ребенка (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Н.С. Костючек), эти причины являются общими для многих явлений, возникающих у ребенка как следствие слепоты.
Необходимо добиться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную воспитателем, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих. Игрушка – важное средство развития активности слепого дошкольника. Но для этого она должна удовлетворять многим требованиям. Игрушка для слепого является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего. При помощи игрушки слепого ребенка можно познакомить со многими предметами окружающего мира, недоступными его восприятию. Поэтому форма игрушки должна отражать реальную форму предмета, его типичные признаки. Включение слепого ребенка в игровую деятельность способствует возникновению и развитию его активного отношения к окружающему, является первым шагом к его участию в коллективной деятельности. Это наиболее трудный момент в развитии игры слепого ребенка, так как часто дети соглашаются начать игру, предложенную воспитателем, из чувства послушания или уважения к старшим. Но так как они не умеют играть и в недостаточной мере владеют простыми предметными действиями, то не в состоянии провести игру, удовлетворяющую их. Игра не доставляет им удовольствия, а значит, не возникают необходимые положительные эмоции.
Развитие игры, создание положительной эмоциональной окрашенности игровой деятельности тесно связаны с обогащением индивидуального опыта ребенка, содействующего расширению содержания игровой деятельности и овладению правильными приемами действия с предметами.
Прочие статьи:
Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии
Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими пр ...
Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике
Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок – носитель божественной сущ ...
Понятие процессов социализации и воспитания
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого челове ...