На основе концепций модернизации сотрудники кафедры общественных движений и партий исторического факультета РГУ под руководством профессора СИ. Смагино и рассмотрели место и роль основных политических партий России на фоне сложных процессов общественного развития страны во второй половине XIX-XX веков. Особое место отведено возникновению и формированию партийных программ и идеологий. Благодаря широкому использованию архивных материалов и новейших источников в книге органически соединены чисто партийные сюжеты с событиями отечественной истории, в значительной степени предопределявшими тот или иной политический выбор. Особое место уделено судьбе российских партий после октября 1917 года. Материал советского и постсоветского периодов объединен проблемой «власть и оппозиция» и её трансформация на рубеже 80-90-х годов в проблему современной многопартийности.
Книга «История России IX-XX веков» группы ростовских авторов, изданная в 1999г., представляет собой воссоздание истории в «деяниях людских», т. е. биографии государственных деятелей от первых князей Древней Руси до первого президента РФ Б.Н. Ельцина. Определяя методологические позиции коллектива, ответственный редактор Я.А. Перехов пишет, что «становление и эволюция российской государственности экономическое, социально-политическое и культурное развитие общества рассматривается через призму исторического взгляда правителей страны, первых лиц государства за двенадцать прошедших веков с IX до конца XX столетия».118
С позиции формационного подхода коллектив отечественной и зарубежной истории Пятигорского лингвистического университета издал «Очерки истории западноевропейских государств (Британия, Германия, Испания, Франция)». Пособие написано коллективом авторов: доцентами А.П. Горбуновым, В:П: Ермаковым, В:В: Зюзиным, Е.И: Линец, А.ИГ Пёрепелицыным и Б.Б. Шапошниковым. «Очерки» написаны примерно по одинаковой схеме: от возникновения государственности в V-VI веках и до начала 90-х годов XX века. Анализируются экономические отношения, система политической власти, внутренняя и внешняя политика, революционные выступления и президентские выборы. К сожалению, в пособии не нашли отражения проблемы социальной политики, культуры, повседневной жизни, религии. Учитывая, что такие курсы читаются студентам лингвистического университета, то эти сюжеты были бы очень интересны для обучающихся, существенно расширив их мировоззрение.
В учебном пособии ставропольских авторов «История» предпринята попытка показать историю человеческого общества в контексте «Запад -Россия - Восток», т.е. в полном соответствии с Госстандартом курса истории для межфакультетских кафедр. В этой связи освещены основные тенденции развития России и зарубежных стран с древнейших времён до наших дней. Исходной теоретической позицией при этом служит тезис: «Ныне история, начиная с древнейших времён нуждается в научном освещении и правдивом изображении».119 Каждая глава пособия содержит «документ эпохи», основные понятия, иллюстрации, контрольные вопросы, литературу и хронологию событий.
Важно отметить и то, что в 90-е гг. учебные заведения получили реальную возможность осуществлять преподавание исторических дисциплин в форме авторских лекционных курсов. Так, студенты вузов Ростовского госуниверситета, Ставрополья охотно пользуются учебниками под редакцией И.М. Узнародова «История России», а также Н.А. Акимкино и «Новейшая историях 1945 г. до наших дней» (Ростов н/Д. 1997). Они построены по проблемному принципу, что существенно облегчает восприятие материала. Студенты Кубанского госуниверситета изучают международные отношения по учебному пособию А.Г. Иванова «Очерки дипломатической истории Европы (1918-1945)». (Краснодар. 1999). А историю стран Востока - по учебнику НІЙ. Кирея «Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки» (Краснодар. 1996).
Таким образом, во второй половине 80-х- 90-х годах были сделаны важные шаги в создании новой учебной литературы. Ее отличала определенная авторская концепция, свой аспект видения российского исторического процесса, раскованность в высказывании мнения, преподаватели получили возможность знакомить студентов с самыми различными подходами и оценками. Появились условия для более широкого знакомства молодежи с судьбами государства и исторических деятелей России, олицетворяющих те или иные этапы российской истории 20.
Прочие статьи:
Использование физической рекреации для отдыха
Становление любой научной дисциплины начинается с формирования ее методологических основ, определения предметных границ, уточнения понятийно-терминологического аппарата. Это является тем более актуальным, что усиливающаяся интеграция научных дисциплин привносит в каждую частную науку свои понятия, ...
Принципы логопедической работы. Направления и
содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому ...
Помощь учебника в определении целей урока
Учебник может служить для определения цели урока. Этот аспект использования учебника очень важен в педагогической деятельности. Определение цели урока должно предусматривать предполагаемый результат действия и мотив, ради которого результат должен возникнуть.
Именно цель урока и, главным образом, ...