Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Новая педагогика » Особенности круга чтения современного младшего школьника » Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками

Страница 7

Такое внимание у младшего школьника практически отсутствует – художественная форма просто не существует для ребенка, не различающего искусство и действительность. Он оценивает происходящее в произведении только с собственной точки зрения, в силу своего жизненного опыта. Голос автора младший школьник практически не слышит, а потому и не видит его отношения к происходящему и персонажам. Однако многие дети тонко эмоционально реагируют на художественную форму, особенно на мелодику и ритм стихов, чувствуют красоту художественного образа, но объяснить причины своих эмоциональных реакций они не могут, т.к. не осознают их.

Своеобразие эмоциональной сферы тесно связано с особенностями мышления. Мышление младшего школьника отличается конкретностью и образностью. Широко известные слова К.Д. Ушинского о том, что ребёнок «мыслит формами, красками, звуками». В мышлении ребёнка младшего школьного возраста в единстве представления и понятия господствующим является представление, которое всегда эмоционально окрашено. Поэтому и обобщение младшего школьника своеобразно. Психологи утверждают, что младший школьник уже способен к обобщению. Но здесь есть своя специфика: детям этого возраста присуща особая конкретность обобщения: обобщаются более или менее существенные связи и отношения, но преимущественно «внешние», чувственные, наглядные. Конкретность обобщения – важнейшая особенность психики ребёнка, она наряду с особенностями эмоциональной сферы определяет своеобразие восприятия литературы.

Что касается осмысления содержания, то младший школьник в целом способен точно воспринять содержание произведения на событийном уровне, но ему трудно самостоятельно установить причинно-следственные связи между событиями и поступками персонажей, характерами героев. В центре внимания ребенка находится событие или ряд событий и герои.

Идею произведения, написанного специально для младших школьников, ребенок воспринимает интуитивно и лишь тогда, когда литературное событие воспроизводит нечто похожее на жизнь самого ребенка. Дело в том, что детская литература, ориентируясь на особенности психического развития маленького читателя, не предлагает сложных сюжетов и фабул, сложных идей. Она ищет пути к сознанию ребенка, пользуясь теми художественными средствами, которые будут доступны читателю этого возраста – отсюда и особенности стиля произведений для детей. Идею ребенок выводит не из текста, а из личного опыта. Как и почему он принял такое решение, маленький читатель объяснить не может, а потому и не хочет отвечать на наши вопросы типа «почему ты так решил, почему ты так считаешь?». Правильно было бы сказать, что идею произведения, написанного специально для детей, младший школьник самостоятельно осознать может на уровне житейских представлений, но осмыслить ее во всей глубине, подняться на уровень художественного обобщения ему не под силу без помощи взрослых: подтекст не воспринимается маленьким ребенком без специального обучения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Прочие статьи:

Система средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
Основным методом изучения биологии во вспомогательной школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средств ...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому норма ...

Практика работы Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования
По данным Министерства образования и науки в Челябинской области функционирует 940 общеобразовательных учреждений (в том числе негосударственные учреждения и учреждения, имеющие подчинение другим ведомствам). Из них государственных и муниципальных 912 общеобразовательных учреждений: 886 дневных и ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru