На первый взгляд может показаться, что так и происходит. Но для понимания этого вопроса обратимся к высказыванию Ролана Быкова, которое приводит в одной из своих работ М.Г. Качурин: «Художественная реальность отличается от жизненной. В художественной действительности волк не только зверь, он ещё и образ. Образ, превращающий зрителя в действующее лицо – в защитника добра. «Сладкий ужас детства» – сидя на коленях матери, с опаской слушать сказку и страшиться неотвратимого несчастья – решительно отличается от реального ужаса». Обоснованность этого вывода подтверждают психологические исследования. П.М. Якобсон показал, что чувства, появляющиеся у ребёнка во время сопереживания героям произведения, качественно отличаются от чувств, возникающих в житейских ситуациях: читательское переживание и его внешнее выражение не совпадают с бытовым переживанием и поступком. И эта закономерность распространяется на восприятие всех художественных произведений.
Таким образом, можно говорить о том, что отождествление ребёнком художественного персонажа и реального лица есть, в сущности, иллюзия наблюдателя, возникающая в результате того, что эффект подлинности, создаваемый искусством, воспринимается ребёнком с огромной силой, искренностью и непосредственностью. Но состояние ребёнка в момент восприятия литературного произведения сложно и противоречиво: ни в малой степени не сознавая условности искусства, ребёнок даже в момент наивысшей увлечённости не лишается ощущения особой, необычной жизни в условиях искусства. Отодвинутая далеко, но существующая «как будто» художественная реальность подчиняет себе происходящее, которое воспринимается ребёнком как в той или иной степени подвластное ему – непосредственно или с помощью взрослого. Без этого воздействие искусства на ребенка было бы опасным, что становится очевидным, когда, например, в театр приводят ребёнка, ещё не доросшего до восприятия театрального искусства.
Говоря о том, что младший школьник – наивный реалист в восприятии искусства, необходимо учитывать сложность и неоднозначность этого состояния. Исследуя проблему читательского восприятия младших школьников, М.Г. Качурин пишет: «Ребёнок не осмысливает отношения искусства к действительности, но, слушая, разглядывая, а затем начиная читать книги, он практически осваивает особое – художественное по своей направленности – поведение в общении с книгой».
Таким образом, можно утверждать, что главная особенность искусства – условность – ребёнком ещё не осознаётся, но практически близка ему и необходима. К ней он подготовлен условностями речи и игры.
В пору дошкольного детства разные виды условностей свободно и естественно взаимодействуют в духовной деятельности человека: сказка рождает игру, а игра, в свою очередь, – речевое творчество и т.д.
Важно отметить, что ребёнок не только способен почувствовать условность искусства, не осознавая её, но и многообразно ею пользоваться, ревниво оберегая её от намеренного и невольного разрушения взрослыми. С этой точки зрения маленького читателя, по точному замечанию М.Г. Качурина, справедливее было бы назвать «наивным художником».
Ребёнок, только что овладевший техникой чтения, погружается в мир художественных образов. Он попадает в этот мир с тем запасом жизненных впечатлений, которые он накопил за свою недолгую жизнь к моменту поступления в школу. Ему ещё не доступен язык художественной условности, у него пока недостаточно развита способность мыслить словесно-художественными образами, которые формируются на основе общего речевого развития. По мнению Н.Д. Молдавской, «ребёнок воспринимает художественную действительность только как инобытие жизни действительной». Младшие школьники в своём повседневном житейском мышлении обобщают явления действительности на уровне общего представления. Но эмпирическое знание о мире не является чем-то ущербным, оно необходимо и взрослым, тем более естественно оно у детей, так как, по выражению Л.И. Божович, «это тот возрастной рубеж, который должен взять в своей жизни каждый растущий человек».
Прочие статьи:
Средства народной педагогики
Пословицы
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потр ...
Влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших
школьников
Предмет исследования: содержание образов в младших классах школы № 49.
Цель исследования: формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики.
Задачи исследования:
Изучить работу младших классов в школе № 49 по народной ...
Сущность социализации
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человек ...