У эмпирического знания есть своя сфера компетентности, которая выражается в категориях – количество, качество, свойство. Но ведь и образное обобщение формируется в конкретно-чувственной форме, в форме единичного. Может показаться, что только на уровне эмпирического мышления и возможно постижение тайн художественной условности. Но кажущаяся доступность, мнимая лёгкость узнавания в художественных формах непосредственной жизни способствует укреплению наивно-реалистического восприятия искусства. Ведь единичное в искусстве выражает общее, художественный образ даёт человеку возможность чувственно воспринимать сущность явления. К обобщению в художественном образе младшие школьники подходят со свойственными возрасту умственными операциями эмпирического обобщения, поэтому глубинные связи литературного образа остаются для них не раскрытыми. Таким образом, как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, возникает широкий разрыв между средствами художественного обобщения в литературном произведении и возможностями его восприятия и осмысления на уровне эмпирического мышления.
Возможно ли устранить этот разрыв посредством школьного обучения? Очевидно, что да. Но научить ребёнка постигать художественную условность искусства можно тогда, когда созреют необходимые психические и возрастные предпосылки для этого скачка в мир произвольности и осознанности. А такие предпосылки у младшего школьника, безусловно, имеются. В связи с этим Н.Д. Молдавская отмечает: «Перевал в развитии психических функций дети начинают преодолевать в начальной школе, они постепенно освобождаются от непосредственных связей с конкретно-предметным миром и начинают овладевать формами абстрактного мышления».
Наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств. Эмоциональная оценка произведения исходит из его темы, событийного содержания. Поэтическое и живое отношение к содержанию произведения свойственно для периода наивного реализма и в сфере понятийного мышления. При наивном реализме школьники обладают цельностью восприятия смысла произведения, улавливают при чтении лейтмотив авторской мысли. В их объяснении поступков героев, причин событий соседствуют прямолинейно связанные частные и общие мотивы. В этот период заметна трудность фиксирования и выражения читательских образов из-за отсутствия жизненного опыта и скованности речи. Разворачивание образов тормозит динамизм психики. Но основной характеристикой читательского восприятия младших школьников является игнорирование автора как творца произведения.
Обращение к раннему этапу литературного развития приводит нас к необходимости решения важнейшего для методики преподавания литературы вопроса: когда уместно и целесообразно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя?
В психолого-педагогической и методической литературе существует несколько точек зрения относительно этого вопроса, высказывались и высказываются различные мнения в пользу той или иной позиции, проводились экспериментальные исследования.
Очевидно, что невозможно исследовать произведение, не касаясь, так или иначе, его устройства, авторского отношения к изображаемому. Но тогда, и это неизбежно, будет разрушаться наивное реалистическое восприятие произведения, а ведь именно оно в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придаёт силы читательскому переживанию.
Прочие статьи:
Организация и проведения формирующего этапа эксперимента
В процессе нашего исследования мы поставили перед собой задачи:
1) закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;
2) закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения;
3) продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления.
...
Педагогическая
оценка деятельности учащегося
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.
Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное ...
Особенности использования дидактического материала
в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудов ...