Во-первых, надо отметить, что в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и художественной литературы. Основная работа ребёнка на уроке литературы сводится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу.
Во-вторых, художественные произведения активно используются в целях нравственного воспитания. Основным «методическим» приёмом является навязывание детям готовых этических оценок. Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Всё это закрепляет слабые стороны наивно-реалистического восприятия и тормозит литературное развитие младших школьников.
Этап «наивного реализма» в эволюции читателя – первый, который никто не минует в своем развитии.
Способность читателя к эстетическому восприятию литературы связана с развитием определённых психических свойств. Особая, повышенная эмоциональность окрашивает все стороны личности ребёнка младшего школьного возраста. Психологи показали, что ребёнок без труда овладевает приёмами художественного изображения, если произведение в целом вызывает у него верное эмоциональное отношение. Это говорит о том, что, если у ребёнка возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и ситуациям книги, он способен глубоко и правильно воспринять прочитанное и выразить свое отношение к нему.
У ребенка 6–7 лет уже исчезает всепоглощающая эмоциональность, свойственная восприятию дошкольников; гамма их чувств и переживаний сложнее и богаче; эмоции становятся более интеллектуальными, осознанными и обобщенными . Таким образом, мы видим одну из важнейших особенностей эмоциональной сферы младшего школьника, которая позволяет нам говорить о возможности литературно-творческой деятельности: с одной стороны, эмоциональная сфера ребёнка отличается непосредственностью и повышенной активностью, а с другой стороны, – появлением более сложных чувств: ребёнок уже может осознавать собственные эмоциональные проявления.
Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений.
1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится – не нравится».
2. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший – плохой».
3. Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).
Становится понятным, насколько важен личный опыт ребенка для восприятия текста и его лексический запас для выражения своих чувств и отношений.
Оценивая героя, дети часто исходят из поступка персонажа, не учитывая его мотивов и условий; трудно понимают те качества героев, которые проявляются в их переживаниях и мыслях; не определяют качества героя, выраженные в тексте не прямо в авторских словах, а косвенно; не запоминают те качества героя, которые хоть и прямо называет автор, но которые при этом не проявляются ярко в поступках героев. Поэтому детские эмоциональные реакции могут открыть исследователю и то, какие проблемы ребенок испытывает в осмыслении содержания произведения и его художественной формы.
Прочие статьи:
Системообразующие механизмы педагогической технологии
А.С.Макаренко
Механизм – понятие греческого происхождения, которое означает "орудие, устройство". Если в реальных процессах, связанных с производственной деятельностью под механизмами мы понимаем разные устройства или детали, с помощью которых осуществляется определенное движение, то в нашем понимании ...
Создание
урока изобразительного искусства на примере урока в 3 классе
Урок - произведение, которое во многом подчиняется законам искусства. Создание образа урока искусства опирается на закономерности создания художественного образа, а форма его проведения - на закономерности театральной драматургии. Взаимоотношения содержания и формы урока выражаются в его прологе, ...
Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...