Развитие ребенка невозможно без освоения тех культурно-исторических ценностей, которые создало человечество. Только усваивая достижения культуры, человек становится человеком в собственном смысле слова. Как указывал Л.С. Выготский, овладение внешними средствами культурного развития, т.е. языком, письмом, счетом, рисованием, и образование на этой основе специальных высших психических функций, таких, как произвольное внимание, логическая память, система понятий и т.д., определяют суть становления личности человека в онтогенезе.
В системе разнообразных явлений культурной среды важное место занимает искусство, в частности искусство изобразительное. Оно сопровождает ребенка и в учебной и во внеучебной деятельности. Содержательная сторона изобразительного искусства, объем заложенной в нем разнообразной информации образного и логического характера, изложенной на конкретном и абстрактном уровнях, способствуют формированию у детей разнообразных знаний о природе, обществе, исторических эпохах. Кроме того, искусство несет знания о характерах различных людей, об их взаимоотношениях, поведении и поступках. Эти знания необходимы для формирования основ мировоззрения школьников.
Кроме этого, искусство значимо и для развития эмоциональной сферы человека. Произведение искусства представляет собой художественно-образное отражение конкретного явления, факта, выражая обобщенную идею. Его важнейшая функция - эмоционально-оценочная. В переплетении образного и логического, смыслового и эмоционального создается как бы воображаемая модель реальной ситуации. Эта дает возможность зрителю по закону художественного уподобления поставить себя на место изображаемого героя и в воображаемой ситуации пережить вполне реальные чувства. Именно в этом специфика искусства, позволяющего человеку, опосредованно взаимодействующему с реальностью через произведение искусства, приобрести опыт эмоциональных отношений.
Взаимодействие полученных знаний и соответствующих эмоциональных отношений создает основу для формирования нравственных убеждений и выбора определенного способа поведения в разно' образных ситуациях.
Таким образом, взаимодействуя с искусством, человек испытывает влияние и на интеллектуальную и на эмоционально-волевую сферы личности. Формируются эстетические представления и восприятия, чувство прекрасного, а также, в определенной мере, стремление к художественному творчеству.
Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, то значит чтение-вид человеческого общения. Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели - это собеседники книги.
Традиционная русская методика различает в самом процессе чтения и в обучении чтению четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Такое вычленение основных качеств чтения касается только техники раскодирования языковых знаков и озвучивание текста читателем. Оно никак не отражает высшей цели чтения: познавать себя, то есть найти для себя в мире книг подходящих собеседников.
С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения - это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги - собеседника, и при озвучивании чужой речи.
Итак, 1)мотив обращения к книгам, желание читать с одной стороны, и 2) конкретные ЗУН, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой - это обязательное условие для формирования личностного свойства - читательская самостоятельность - что составляет сущность того, чему нужно учить детей и что должно стать целью работы при обучении детей чтению.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности круга чтения современного младшего школьника».
Объект нашего исследования - круг чтения младшего школьника.
Предмет исследования – особенности круга чтения современного младшего школьника.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что круг чтения современного младшего школьника характеризуется преобладанием произведений зарубежных авторов и журналов развлекательной направленности.
Цель исследования – выявить особенности круга чтения современного младшего школьника
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям.
3. Выявить особенности круга чтения современного младшего школьника
Методы исследования 6 анализ литературных источников, эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Прочие статьи:
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон
психологической готовности дошкольника к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития д ...
Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии
Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими пр ...
Учебник истории в подготовке учителя к уроку. Педагогический замысел и учебник истории
“Важнейшим составным звеном деятельности учителя является предварительное осмысление предстоящей деятельности и её результатов. Это осмысление получило название педагогического замысла. Именно он позволяет дать самый общий, предварительный ответ на вопросы: что делать, для чего делать, как делать? ...