Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 5

• знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю культуры России понимать своеобразие достижений "золотого" и "серебряного" её веков, основные проблемы культуры XX века;

• иметь представление о роли науки в развитии человечества, об общем содержании и главных достижениях основных этапов развития науки, об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии; иметь представление об основных этапах становления истории как науки, её основных направлениях и школах;

• владеть навыками историографического и библиографического анализа; уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов и т.п.

Безусловно, эти требования Госстандарта к содержанию образования историков очень схематичны и, как показало время, далеко не совершенны. Там не менее, формирование вышеназванных знаний и умений позволяет получить студенту знания о месте истории среди современных наук, её предмете и функциях, основных проблемах и методах. Кроме того, он получает значительные знания о формах и типах культур, овладевает навыками научного анализа и т.п. Таким образом, содержание образования в 90-е гг. существенно дополняется теорией и методологией истории, историей культур и цивилизаций, историей науки - теми пластами исторических знаний, которые практически не были задействованы в содержании исторического образования в советское время.

Для студентов, получивших степень бакалавра, согласно стандарту, предусматривается дополнительная квалификация "Преподаватель", одногодичное обучение для подготовки к профессиональной деятельности специалиста. Дисциплины по этой квалификации в вузах Северного Кавказа включали изучение дополнительных глав по «Педагогике и психологии», «Основ предметных технологий», «Методике преподавания истории в школе», «Научных основ школьных курсов истории», «Компьютерных технологий в науке и образовании». Специальная подготовка на историческом факультете составляла общим объёмом 844 часа, включая обязательное прохождение педагогической практики. Обучение специалиста завершалось защитой дипломной работы по истории и выпускной работы по методике преподавания истории .

В ряде вузов Северного Кавказа (РГУ, СГУ, АГУ) реализовывалась образовательно-профессиональная программа магистратуры по направлению "История". Магистерская подготовка представляет собой одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования, которая прежде всего ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Рассмотрим реализацию Госстандарта магистерской подготовки на примере Ставропольского госуниверситета, где она была введена раньше, чем в других вузах.

Магистратура по направлению "История" была создана решением Ученого Совета СГУ от 1-го октября 1993 г. Первые годы она работала в порядке эксперимента по вечерней форме обучения, асі сентября 1997 г. в соответствии с государственным- планом подготовки специалистов стационара. Основополагающим документом для деятельности магистратуры явилось "Положение о магистерской подготовке в системе многоуровнего образования РФ" от 10 августа 1992 г. и "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования" (направление 520800 "История") от 15 апреля 1996 г81.

На историческом факультете СГУ подготовка магистров велась по двум специализациям: "Отечественная история" и "Новая и новейшая история". Учебный план магистратуры в 1994г. включал в себя такие базовые дисциплины, как: «Философские проблемы исторической науки» (136 ч.), «Проблемы методологии истории» (68 ч.), «История политических и правовых учений» (68 ч.), «История мировых цивилизаций» (204 ч.), «История России в контексте мировых цивилизаций», «Современные психолого-педагогические теории» (204 ч.); «Архивоведение» (136 ч.) и многие другие. В соответствии с новыми требованиями Госстандарта, учебный план магистратуры за последние годы претерпел ряд изменений. В частности, появились такие дисциплины, как: «История культуры народов Северного Кавказа» (120 ч.); «Историческая политология» (100 ч.); «Актуальные проблемы историографии истории России» (96 ч.), «Актуальные проблемы историографии Всеобщей истории (96 ч.); «Источниковедение и методы исторического исследования истории России (96 ч.), «Источниковедение и методы исторического исследования всеобщей истории (96 ч.), блок педагогических дисциплин и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека ...

Физиологические изменения
Одним из критических, сложных периодов в жизни человека является подростковый возраст. До настоящего времени нет единой точки зрения о границах этого возраста. Общепринято условно разграничить ранний подростковый возраст (13-15 лет), поздний юношеский (16-18 лет) возраст. Факторами развития под ...

Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума. Сенека Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации. Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru