• знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, основные концепции культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю культуры России понимать своеобразие достижений "золотого" и "серебряного" её веков, основные проблемы культуры XX века;
• иметь представление о роли науки в развитии человечества, об общем содержании и главных достижениях основных этапов развития науки, об основных методах изучения истории науки, понимать соотношение научного, философского и религиозного сознания, глубинную связь естественнонаучного и гуманитарного знания в их историческом взаимодействии; иметь представление об основных этапах становления истории как науки, её основных направлениях и школах;
• владеть навыками историографического и библиографического анализа; уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов и т.п.
Безусловно, эти требования Госстандарта к содержанию образования историков очень схематичны и, как показало время, далеко не совершенны. Там не менее, формирование вышеназванных знаний и умений позволяет получить студенту знания о месте истории среди современных наук, её предмете и функциях, основных проблемах и методах. Кроме того, он получает значительные знания о формах и типах культур, овладевает навыками научного анализа и т.п. Таким образом, содержание образования в 90-е гг. существенно дополняется теорией и методологией истории, историей культур и цивилизаций, историей науки - теми пластами исторических знаний, которые практически не были задействованы в содержании исторического образования в советское время.
Для студентов, получивших степень бакалавра, согласно стандарту, предусматривается дополнительная квалификация "Преподаватель", одногодичное обучение для подготовки к профессиональной деятельности специалиста. Дисциплины по этой квалификации в вузах Северного Кавказа включали изучение дополнительных глав по «Педагогике и психологии», «Основ предметных технологий», «Методике преподавания истории в школе», «Научных основ школьных курсов истории», «Компьютерных технологий в науке и образовании». Специальная подготовка на историческом факультете составляла общим объёмом 844 часа, включая обязательное прохождение педагогической практики. Обучение специалиста завершалось защитой дипломной работы по истории и выпускной работы по методике преподавания истории .
В ряде вузов Северного Кавказа (РГУ, СГУ, АГУ) реализовывалась образовательно-профессиональная программа магистратуры по направлению "История". Магистерская подготовка представляет собой одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования, которая прежде всего ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Рассмотрим реализацию Госстандарта магистерской подготовки на примере Ставропольского госуниверситета, где она была введена раньше, чем в других вузах.
Магистратура по направлению "История" была создана решением Ученого Совета СГУ от 1-го октября 1993 г. Первые годы она работала в порядке эксперимента по вечерней форме обучения, асі сентября 1997 г. в соответствии с государственным- планом подготовки специалистов стационара. Основополагающим документом для деятельности магистратуры явилось "Положение о магистерской подготовке в системе многоуровнего образования РФ" от 10 августа 1992 г. и "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования" (направление 520800 "История") от 15 апреля 1996 г81.
На историческом факультете СГУ подготовка магистров велась по двум специализациям: "Отечественная история" и "Новая и новейшая история". Учебный план магистратуры в 1994г. включал в себя такие базовые дисциплины, как: «Философские проблемы исторической науки» (136 ч.), «Проблемы методологии истории» (68 ч.), «История политических и правовых учений» (68 ч.), «История мировых цивилизаций» (204 ч.), «История России в контексте мировых цивилизаций», «Современные психолого-педагогические теории» (204 ч.); «Архивоведение» (136 ч.) и многие другие. В соответствии с новыми требованиями Госстандарта, учебный план магистратуры за последние годы претерпел ряд изменений. В частности, появились такие дисциплины, как: «История культуры народов Северного Кавказа» (120 ч.); «Историческая политология» (100 ч.); «Актуальные проблемы историографии истории России» (96 ч.), «Актуальные проблемы историографии Всеобщей истории (96 ч.); «Источниковедение и методы исторического исследования истории России (96 ч.), «Источниковедение и методы исторического исследования всеобщей истории (96 ч.), блок педагогических дисциплин и др.
Прочие статьи:
Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры
личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации.
Природа - это среда обитания человека ...
Физиологические изменения
Одним из критических, сложных периодов в жизни человека является подростковый возраст.
До настоящего времени нет единой точки зрения о границах этого возраста.
Общепринято условно разграничить ранний подростковый возраст (13-15 лет), поздний юношеский (16-18 лет) возраст.
Факторами развития под ...
Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума.
Сенека
Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации.
Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...