Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 4

Исходя из государственных требований и минимума профессиональной образовательной программы по направлению 520700 "История" - второй уровень высшего исторического образования «бакалавр»74, например, исторический факультет Ставропольского госпедуниверситета включил в цикл учебного плана "Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин" на 1996 г. «Философию», «Культурологию, «Право», «Социологию», «Политологию», «Экономику», «Психологию и педагогику», «Иностранный язык» и «Физическую культуру» общим объемом 1700 часов. Цикл "Общих математических и естественнонаучных дисциплин" был представлен: «Математикой и информатикой», «Концепциями современного естествознания» общим объемом в 456 часов. Цикл "Общепрофессиональных дисциплин" -наиболее крупный и насыщенный - включал «Историю мировых цивилизаций (всеобщую историю)», «Историю России», «Историю мировой культуры», «Источниковедение», «Историю исторической науки», «Историографию», «Сравнительную историю мировых религий» общим объемом 3350 часов.75

Цикл специальных дисциплин устанавливался вузом (факультетом) и содержал: «Археологию», «Этнологию», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Историю славян», «Историческое краеведение», «Методологию истории», «Латинский язык», «Архивоведение» и «Музееведение» общим объемом 1080 часов. Кроме того, по каждому циклу факультет ещё имел возможность включать курсы по выбору студентов общим объемом 14 часов. Вместе с дополнительными видами подготовки (военная подготовка, гражданская оборона) и факультативами. Общая продолжительность теоретического обучения бакалавров истории составляла 7236 часов.

В учебных планах исторических факультетов Дона, Кубани и Ставрополья были заложены все дисциплины федерального компонента, а также многие - национально-регионального. Для региона было особенно важно изучение таких дисциплин, как историческое краеведение и этнология, которые при составлении плана заменялись конкретно-историческими дисциплинами: история Дона и Северного Кавказа, история Ставрополья, история Кубани, история народов Северного Кавказа и др.

Теоретическое обучение сопровождалось различными видами практик: археологической или этнологической (3 недели), музейной или музейно-экскурсионной (3 недели), архивной (3 недели). Государственная итоговая квалификационная аттестация на втором уровне высшего профессионального образования в СГУ состояла из защиты выпускной работы и сдачи комплексного экзамена по истории.

Таким образом, учебный план студентов-историков (бакалавров) в середине 90-х гг. претерпевает значительные трансформации. Историческое образование в значительной степени деидеологизируется; появляется много дисциплин, призванных интегрировать учащихся в мир национальной и мировой культуры. Меняется сама цель образования — вузы теперь не призваны «вооружить учащихся прочными знаниями и формировать коммунистическое мировоззрение, но, прежде всего, «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации».79 Следовательно, меняется и содержание образования, которое теперь направлено на формирование адекватному мировому уровню культуры выпускника, на привитие общечеловеческих ценностей.

Содержание образования студентов-историков в значительной мере определялось Госстандартом, в котором предъявляются довольно высокие требования к знаниям и умениям бакалавров. Например, согласно Госстандарту первого- поколения; по циклу общеобразовательных- дисциплин они должны:

• знать основные эпохи в истории мировых цивилизаций, их хронологи, конкретную историю отдельных стран, регионов и всего человечества в целом, факты, события, имена исторических деятелей; знать основные этапы исторического развития России, её место в системе мировых цивилизаций, общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в России,

• знать основные компоненты исторических источников, владеть основными приемами и навыками их научного анализа; знать содержание и основные этапы формирования исторических знаний, превращение их в науку; иметь представление о функциях исторической науки как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" ...

Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального маст ...

Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru