Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 8

Конечно, не все проблемы магистратуры решены. Во-первых, во многих вузах, включая университеты Северного Кавказа, до сих пор не оценены возможности магистратуры как эффективной формы подготовки научно-педагогических кадров. Некоторые руководители вузов или деканатов рассматривают ее в качестве архитектурного излишества в российской системе высшего образования. Во-вторых, слабо решается вопрос с индивидуальной работой руководителей с магистрами. Укоренившаяся привычка группового обучения студентов не позволяет вырабатывать у магистров профессиональные навыки, знакомить их со всеми «секретами» исторической науки. Наконец, в-третьих, до сих пор не решен вопрос о месте магистров в Единой тарифной сетке, уровне их зарплаты и т.п.

Публикация второго поколения- Государственного образовательного стандарта магистратуры в 2001г. выявила еще ряд крупных вопросов. Во-первых, по непонятным причинам из федерального компонента исключены дисциплины: «Философия» и «Иностранный язык». Это объясняется, видимо, тем, что вопреки закону, некоторые руководители УМО стремятся свести магистратуру к курсам повышения квалификации. Или существует надежда на то, что процесс всемирной глобализации обойдет Россию стороной и российской системе образование не придется интегрироваться в мировое образовательное пространство?

Во-вторых, отсутствует среди существующих стандартов высшей школы такие специальности, как: архивоведение, музееведение, библиотековедение, некоторые другие, потребность в которых в регионах огромна. В большинстве архивов, музеев и библиотек Северокавказского региона работают в подавляющем большинстве лица, не имеющие специального образования. Отсюда уровень работы этих учреждений, в частности почти полное отсутствие научных публикаций документов, музейных и библиотечных каталогов, их полная беспомощность перед компьютеризацией архивов, музеев, библиотек.

Конечно, некоторые из этих проблем можно решить путем специализаций. В ряде вузов Северного Кавказа начата специализация по архивоведению, музееведению, исторической информатике93. Но это паллиатив, требуется кардинальное решение этих проблем.

Анализ вопросов, нерешенных и нереализованных Госстандартом первого и второго поколения, позволяет сделать вывод о том, что на исторических факультетах и кафедрах требуется дальнейшая работа по внедрению минимума содержания исторических дисциплин, по обновлению содержания и всех других учебных дисциплин. Если в первой половине 90-х годов речь шла о гуманизации и гуманитаризации исторического образования, то современное видение исторического процесса предполагает преодоление инерции прежних представлений об одномерности, однолинейности его динамики, исходить из многовариантности, альтернативности, объективно свойственной историческому развитию.- Именно такое видение исторического процесса, по словам доцента кафедры истории ИППК при РГУ, Г.А. Матвеева, «позволяет не только объемнее, реалистичнее, а значит вернее представить живую ткань прошлого, но и сформировать более адекватное, глубокое представление о содержании исторической жизни, извлечь из нее полноценные уроки» .

Принципиальной особенностью обновления гуманитарного образования в условиях многонационального российского государства и одной из проблем реализации Госстандарта было обязательное выделение национально-регионального компонента в преподавании гуманитарных наук. Основная цель введения национально-регионального вузовского компонента состоит в том, чтобы расширить содержание образования, дополнить его региональными аспектами, подготовить специалиста-историка в соответствии с потребностями в более углубленном изучении исторического прошлого региона.95 Реализация национального компонента, его внедрение в образовательный процесс осуществляется преимущественно двумя путями: первый — включение региональной проблематики в содержание цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", второй — включение региональной проблематики в содержание курсов по выбору.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...

Виды взаимодействия в педагогическом процессе
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ученика, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы. Известно, что педагогическое взаимодействие педаго ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru