Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в вузах и школах. При ряде достижений в учебно-методическом плане, организация учебного процесса в вузах в советский период страдала однообразием, жесткой привязанностью к государственным планам и учебным программам, слабой восприимчивостью к новейшим достижениям исторической науки. Идеологический диктат, разрыв системных связей естественнонаучной и гуманитарной подготовки, составляющих основу высшего образования, привели к обеднению гуманитарного потенциала исторического образования.
Перемены в обществе в конце 80-х - начале 90-х годов в значительной степени затронули систему образования. «Закон об образовании» от 31 июля 1992 г. провозгласил новые принципы государственной политики в этой области: гуманистический характер образования, единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; автономность образовательных учреждений, общедоступность, свобода и плюрализм образования и т.п. 61Таким образом, законодательно была закреплена новая концепция высшего образования в России, в значительной степени освобожденная от идеологического воздействия государства, перенесшая акцент с узкопрофессионального подхода подготовки кадров на личность обучающегося.
"Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятый 28 августа 1996г.,62 предусматривал создание стройной системы получения знаний на самых высших ступенях профессионального обучения и определил основные направления развития вузов России на ближайшие годы. Закон регламентировал основные принципы государственной политики в области высшего профессионального образования: суверенность прав субъектов РФ в определении национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, непрерывность и преемственность процесса образования, интеграцию высшего профессионального образования страны в мировую систему высшего образования и др. Законодательный акт устанавливал ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения.63
Что характеризовало обновление высшей школы в конце 80-х - 90-е гг.?
Важным направлением реформирования высшей школы стало обеспечение условий для свободы и плюрализма в образовании, для автономности образовательной деятельности. Это, а также демократические преобразования в стране в конце 80-х гг., способствовало увеличению количества вузов, усложнению их структуры и изменению статуса. С конца 80-х, а особенно в 90-е гг. одно за другим стали открываться государственные и негосударственные учебные заведения, пединституты превращаться: в педуниверситеты, в старых и новых центрах высшего образования открываются новые факультеты и специальности, в том числе и исторические факультеты.
Процессы обновления образования и развития науки создали условия для возникновения новых центров исторического образования на Северном Кавказе. В середине 80-х гг. был открыт исторический факультет в Адыгейском педагогическом институте, а в 90-е гг. — в Армавирском, Карачаево-Черкесском и Таганрогском педагогических институтах. Это было вызвано потребностью региона в учителях истории, в стремлении приблизить образовательные услуги к месту проживания и работы будущих специалистов. Создание новых исторических факультетов способствовало складыванию научных направлений, играющих основную роль в разработке проблем истории и этнографии народов Северного Кавказа.
Стремление молодежи в условиях демократизации к историческим знаниям и нехватка учителей истории привело к созданию в 1992 г. исторического факультета в Карачаево-Черкесском госпединституте. На факультете было сформированы кафедра истории России и кафедра всеобщей истории, отличающиеся достаточно квалифицированным преподавательским составом: 66% преподавателей имели ученые степени и звания64. Кафедра истории России под руководством профессора К.М. Тикеевой в 90-е гг. начала преподавать курсы этнографического и историографического характера, а также по истории Карачаево-Черкесии. Кафедра всеобщей истории пыталась сблизить отечественную и зарубежную историю, работая над комплексной темой: «Кавказ и Европа: пересечение судеб»65.
Прочие статьи:
Психические функции и формирование ориентации на слово
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. ...
Понятие о религиозном воспитании
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Ка ...
Возрастная периодизация и возрастные особенности средних
школьников
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития .
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом у ...