Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами коммунистической морали.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи молодёжи ценного опыта старших поколений, заинтересованностью советского общества в укреплении его морально-политического единства.
Необходимость воспитания людей в духе коммунистической морали обусловлена также противоборством двух противоположных социальных систем, коммунистической и буржуазной морали.
Нравственное воспитание - неотъемлемая часть коммунистического воспитания.
Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает советских педагогов на дальнейшее повышение эффективности нравственного воспитания, действенности его методов и форм. Воспитание у учащихся потребности жить и действовать по принципам коммунистической морали является ведущим направлением советской школы в области нравственного воспитания.
Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений её под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и др.), с другой - характеризуется как, достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. С этих позиций можно говорить о возможном уровне нравственной воспитанности ребёнка дошкольника, выпускника средней школы и т. д. Показателем высокого уровня нравственного развития человека является его нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, её неизменные цели и идеалы.
Процесс нравственного воспитания сложен и длителен. В нём условно можно выделить три составляющие части: основную - воспитание и две сопутствующие - перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т. е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учётом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения.
Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности (А. Н. Леонтьев). Нравственное развитие личности ребёнка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально-положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка (В. С. Мухина). К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами (С. Г. Якобсон).
Создать благоприятные условия для активного освоения детьми социально-нравственного опыта в процессе познания, общения, игры, продуктивной деятельности - важная задача общественного дошкольного воспитания.
Процесс обучения и воспитания необходимо строить так, чтобы формировать у молодёжи на основе освоения коммунистической морали высокие нравственные качества: идейную убеждённость, коллективизм, дисциплинированность, чувство долга.
Главным звеном взаимосвязи и взаимодействия личности с обществом выступает социалистический трудовой коллектив, в котором воспитываются ценные нравственные качества, складываются отношения взаимной ответственности, дружбы и взаимопомощи. Функция воспитания, формирования и развития личности является одной из важнейших функций социалистического коллектива.
Учение о коллективе как определяющем факторе формирования личности составляет ядро советской теории нравственного воспитания.
А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом он понимал «целеустремлённый комплекс личностей», объединённых общественно значимыми целями и совместной деятельностью по их достижению. Антон Семенович подчёркивал, что в коллективе образуются органы самоуправления, а между членами коллектива устанавливаются отношения взаимной ответственности. А. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на личность, разработка принципа параллельного действия как важнейшего принципа формирования личности через коллектив.
Прочие статьи:
Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них ...
Методика обучения иностранным языкам
Обучение – это не есть процесс, протекающий сам по себе, но процесс организованный, процесс, подчиненный определенным целям и имеющий определенные положения и программу их реализации. Это значит, что любое обучение зиждется на фундаменте, который образуется соединением в единое целое целей обучени ...
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...