Психологическая характеристика типов темперамента

Страница 1

Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др.

Проблема индивидуализации обучения многоаспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения.

Индивидуализация – это не просто удивительно интересная и занимательная сторона педагогической деятельности, которой в некоторых обстоятельствах можно пренебречь, но и насущная необходимость, с ней мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, входя в группу детского сада и вступая в контакт с детьми, начиная любое обучающее занятие.

Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индивидуальность – это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Принято считать, что индивидуальный подход необходим в двух отношениях:

возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

во-вторых, без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Задача взрослых – создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуальных программ обучения.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.

У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.

Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

у сангвиника – распыленность интересов;

у холерика – несдержанности, резкости;

у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;

у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями.

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению мног ...

Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента
Для изучения результатов обучающего эксперимента использовались те же задания, что и в констатирующем эксперименте. Эффективность проведенной нами коррекционно-логопедической работы при исследовании результатов речевых особенностей детей с заиканием мы оценивали по следующей шкале: - полное вызд ...

Понятие программной разработки библиотеки процедур в среде Maple
Пакет Maple состоит из быстрого ядра, написанного на Си и содержащего основные математические функции и команды, а также большого количества библиотек, расширяющих ее возможности в различных областях математики. Библиотеки скомпонованы из подпрограмм, написанных на собственном языке Maple, специал ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru