На начальном этапе введения детей в математику, учащиеся устанавливают отношения между предметами и множествами предметов, учатся использовать в своей речи слова — кванторы и решают так называемые "задачи - примеры", иллюстрируют ие изучаемые действия, вводимые в обучение (см. Прилоэюение 3).
При формировании начальных математических понятий на этапе пропедевтики учащиеся должны научиться:
1) соотносить элементы множеств; сравнивать множества, устанавливая их эквивалентность с формулированием результатов сравнения; уравнивать количество элементов разных множеств.
2) использовать слова — кванторы (некоторый, любой, каждый, все, какой-нибудь, находить их в тексте, выполнять с ними задания. Семантический анализ на данном этапе проводится при работе с реальными предметами или вещественными моделями.
3) решать задачи - примеры для отработки смысла и техники арифметических действий. Структура таких задач проста, полностью соответствуя совершаемому действию. Здесь дается учащимся представление о новой классификации задач (задачи на объединение; задачи на изменение; задачи на сравнение;), совершенно отличной от традиционной, в которой выделяют задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, задачи на сравнение. При решении задач - примеров широко используются материальные и материализованные объекты. Задачи на объединение двух различных множеств или двух частей одного множества (статика), где оба множества даны в условии задачи.
• В вазе лежало 5 яблок и 3 апельсина. Сколько всего фруктов в вазе?
Задачи на изменение, т.е. нахождение части целого, изменение одного множества (убавление, прибавление) - (динамика).
В условии используются слова: дали, взяли, уехали, подарили и др.
• В вазе лежало 5 апельсинов. Маша съела один апельсин. Сколько апельсинов осталось в вазе?
Задачи на сравнение, т.е. увеличение (уменьшение) на несколько единиц разных множеств; разностное сравнение множеств. Сюда же относятся задачи, выраженные в косвенной форме.
• На верхней полке 4 книги, а на нижней на 2 книги больше. Сколько книг на нижней полке?
На уроке решаются задачи на все виды отношений. Это позволит в дальнейшем выделять различные типы отношений в одной задаче.
• Билет на троллейбус стоит 4 рубля, а на автобус на 1 рубль дороже.
Сколько стоит проезд от дома до стадиона, если сначала надо ехать на автобусе, а потом на троллейбусе? (изменение, объединение).
4) выделять основные части задачи (условие, вопрос), находить связь между ними. С этой целью предлагаются задачи, различающиеся по характеру формулировки и месту расположения в них вопроса; задачи, различным образом сконструированные и, наконец, предлагаются тексты, которые нужно превратить в задачи, или отдельные вопросы, к которым нужно подобрать условие {см. Приложение 4).
Во время подготовительного этапа у учащихся формируются:
- начальные математические понятия;
- общие логические приемы и действия;
- умения переводить различные ситуации на язык знаков и символов.
Процесс усвоения содержания (этап пропедевтики) опирается на психологическую теорию поэтапного формирования знаний, умений, в соответствии с которой усвоение новых знаний должно начинаться с организации предметной деятельности с реальными объектами или их заместителями и последующего перевода ее через использование знаков и символов в умственный план. Большое значение придается отработке речи учащихся, для чего применяются формы работы с проговариванием, обсуждением собственной деятельности. Усвоение каждого компонента подготовительного периода организуется через определенные этапы:
Прочие статьи:
Современные представления о задержке психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. (Г.В. Фадина ).
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной ...
Характеристика методов обучения
Рассказ. Рассказ это изложение учебного материала в виде монолога в повествовательной либо описательной форме. Рассказ используется на протяжении всего обучения, меняется лишь его стиль и объем. Как метод обучения рассказ должен соответствовать определенным требованиям: содержать актуальную информ ...
Сущность моделирования в философской и психолого – педагогической
литературе
Проблема моделирования как способа научного познания широко разрабатывается не только в философии, но и получила признание практически во всех отраслях современной науки. В настоящее время термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество ...