Содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах

Новая педагогика » Формирование обобщённого умения решать задачи на основе моделирования » Содержание и организация деятельности на подготовительном и основном этапах

Страница 1

На подготовительном (пропедевтическом) этапе формируются компоненты, составляющие психологическое и предметно-специфическое содержание решения задач и моделирования:

1.Символическая пропедевтика.

2.Логическая пропедевтика.

3. Предметно-специфическая или математическая пропедевтика.

1. Символическая пропедевтика

Математика, как никакой другой учебный предмет, напрямую связана с использованием символов, знаков, разных условных обозначений модельных объектов, идеализированных объектов, и поэтому ее усвоение требует развития символического мышления. Символы и знаки используются практически везде, в разных функциях: либо они представляют материал, с которым дети осуществляют деятельность (анализ, декодирование и др.), либо в знаках формулируется задание, либо в знаках должен быть дан результат. Можно выделить некоторые существенные уже в начальный период усвоения математики знания и умения: знание цифр, умение обозначить множество цифрой и подобрать к цифре соответствующее множество, умение соотносить числа, осуществлять операции сложения и вычитания, для формирования которых разработаны специальные задания.

Умение решать задачи можно рассматривать, как умение переводить конкретное содержание на язык символов, связанное, прежде всего, с пониманием текста. Чтобы её решить, необходимо сначала "перевести" текст задачи со словесного описания какой-либо реальной ситуации на язык математических отношений. Для этого используется краткая запись или "перевод" текста задачи на язык графических моделей.

Символическая пропедевтика должна быть направлена на освоение умений:

-создавать знаки и символы для обозначения объектов, признаков объектов, свойств объектов, множеств, т.е. выделение объектов, их признаков и кодирование; при этом, как описывается в исследовании Н.Г.Салминой, И. Фореро Навас, наряду с обычно указываемыми признаками (цвет, форма, величина, ширина, длина, площадь, объём, вес) целесообразно включать также несущественные признаки (рисунок на фигуре и ДР-), пространственные характеристики (внутри-вне, пересечение), замкнутость — незамкнутость фигур, характеристики линий (ломаная - кривая), материал, функции и др.

-оперировать системами знаково-символических средств, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, тпреобразования) в разных знаково-символических формах; переходить от одного языка к другому, от одного плана к другому, т.е. по знакам восстановить реальность и обратно, отделять содержание от формы представления. Здесь речь идет не только о социально принятых системах, существующих в науках (буквенно-цифровая символика, таблицы разного рода, графики, логическое дерево и т.п.), но и о произвольной символике, самостоятельно создаваемой детьми для решения задач близких к жизненным. Существенным в данном случае является форма представления заданий: максимальное введение символики в формулирование заданий и визуализация заданий при сохранении одной и той же системы обозначений. Визуализация задания, т.е. представление его в символах, знаках, на материале разного рода картинок, схем, таблиц при использовании одной системы обозначений, делает задания понятными для всех.

2. Логическая пропедевтика.

В работах крупнейших математиков мира указывается, что большая часть математических знаний предполагает умение осуществлять логические операции. Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, эти приемы не развиваются полноценно без целенаправленного обучения. Согласно Ж. Пиаже, число - это синтез трех логических операций: сохранения, классификации и операции, которые и должны быть сформированы предварительно у детей, приступающих к изучению математики. Согласно В.В. Давыдову, синтез этих операций не происходит без специального обучения. В основе этого синтеза лежит специфическое действие ребенка, связанное с поиском кратного отношения величин в условиях их опосредствованного уравнивания. В процессе осуществления этого действия и возникает синтез классификации и операции и на его основе подлинное понятие числа.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...

Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение ...

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение». Поб ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru