Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр. 205).
Для ребенка письмо является не простым психологическим актом.
Основные компоненты психологического содержания процесса письма (по мнению А.Р. Лурия «Психологическое содержание процесса письма») следующие:
1. Перешифровка замысла в графические начертания:
а) ребенок должен спрограммировать свое высказывание;
б) должен отобрать слова для выражения мысли;
в) он должен уметь построить словосочетания, предложения;
г) расположить предложения в определенной логической последовательности, т.е. внутренне осмыслить свое изложение мысли;
д) замысел должен сохраняться у ребенка до конца записи.
2. Ребенок должен уметь проводить звуковой анализ слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока, воспринимаемого мысленно, ребенок должен выделить серию звучаний. Сначала с тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих
а) определить количество звуков в слове;
б) определить последовательность звуков в слове;
в) определить, какие конкретно входят звуки в состав слова.
Работа по звуковому анализу и уточнению звуков является вторым существенным условием для процесса письма, потому что только эти фонемы, абстрагированные от случайных звучаний и выделенные из общего комплекса звуков могут стать предметом дальнейшей записи. На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизировано.
3. За звуковым анализом, необходимым в процессе письма, следует выделение фонемы и перевод в зрительную графическую схему. Если предварительный звуковой анализ был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков речи в буквы не вызовет трудностей. Смешивание начертаний называется «зеркальное письмо». Указывает на то, что удержание в памяти нужной графемы не всегда является простым, и что психология всегда должна учитывать возможные затруднения как в запоминании нужной буквы, так и в ее графическом начертании.
4. Следующим этапом в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков – букв в нужные графические начертания.
Если на первых этапах развития навыка движения, нужное для написания каждой буквы, является предметом специально осознанного действия, то в последующем эти отдельные элементы объединяются, и человек, хорошо владеющий письмом, начинает записывать объединенным знаком целые комплексы звучаний. В дальнейшем процесс письма приобретает сложный автоматизированный характер.
Для овладения грамотным письмом младший школьник должен владеть достаточным объемом внимания и целенаправленной деятельностью. Внимание всегда выполняет контролирующую функцию. Контроль должен быть произвольным и быстрым.
Существуют три вида контроля:
- контроль синхронный, текущий, т.е. ребенок должен знать, что он пишет в данный момент;
- контроль, фиксирующий или удерживающий, т.е. ребенок должен знать, что уже сделано;
- контроль упреждающий, антиципирующий, т.е. ребенок должен знать, что он будет делать после того, что уже сделано.
Все виды контроля должны работать одновременно.
В овладении навыками письма огромную роль играет развитие познавательных процессов. Церебро-астенический синдром, который характеризуется возбужденностью, расторможенностью, импульсивностью, вызывает недостаточное овладение целенаправленной деятельностью. Отсюда вытекают некоторые сложности:
нарушение внимания – пропуск букв, добавления;
нарушение памяти – не может вспомнить графический образ буквы;
нарушение восприятия – не может проанализировать букву, последовательность написания; не слышит звук, либо слышит с искажением;
нарушения пространственной ориентировки – ведет к «зеркальному письму».
Все психологические предпосылки будут сформированы, если у ребенка первично сохранена деятельность анализаторных систем.
Прочие статьи:
Педагогический и психологический аспект применения знаний
о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.
Как справедливо отмечала еще в 1980е годы ...
Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в
семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. ...
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Слово педагогика употребляется в четырех значениях:
1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства;
2) как наука, изучающая педа ...