Дифференциация звуков закрепляется в слогах, словах, предложениях.
В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.
Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют. Что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука с узкая и холодная, а при произношении звука ш – широкая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш – с шипением змеи.
Для закрепления предлагаются следующие упражнения:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.
Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации:
1.Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными:
ша – са шо – со
са – шу са – ши
ша – су ша – сы
2.Чтение слов, запись слов под диктовку.
С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
1. Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.
2. Придумать слоги со звуками с и ш.
3. Преобразовать слоги, заменяя звук с и звуком ш и наоборот.
4. Диктанты слогов со звуками с и ш.
Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука с слове.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Определить, какой звук (с и ш) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а затем в середине и в конце слова. Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.
2. Определить место звуков с и ш в словах (начало, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук слове (с или ш), затем определяется его место в слове. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, крыша.
3. Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.
4. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.
5. Подобрать слова со звуком с или ш в середине слова.
6. Разложить картинки со звуками с или ш под соответствующими буквами.
7. Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком с, во второй – со звуком ш.
Прочие статьи:
Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталит ...
Влияние игры на социальное развитие ребёнка
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы.
Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они с ...
Описание методик экспериментального исследования
Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока:
Описание методики:
Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тел ...